Теперь можно получить доступ к богато украшенным, а иногда и полуразрушенным синагогам Румынии через виртуальные туры
Зайти в румынскую синагогу района Фабрик в Тимишоаре в реальной жизни было бы опасным делом: закрытое с 1986 года богато украшенное здание 1899 года в самом сердце города обваливается внутри, пишет журналист JTA Марсель Гаскон Барбера.
Онлайн — это отдельная история. Там посетители синагоги могут посмотреть на купол, его витражи все еще не повреждены, даже несмотря на то, что дыры усеивают потолок, и подойти к ковчегу, его закрытые двери оставляют иллюзию, что внутри может находиться Тора. Они могут подняться на балкон и посмотреть на ивритские буквы, все еще прикрепленные к стенам, а затем обратить свой взор на массивную надпись, занимающую всю стену второго этажа. Они даже могут проверить запыленный орган синагоги, прежде чем выйти на солнце Тимишоары и прогуляться до муниципальных парков вдоль реки Бега, всего в квартале от синагоги.
Виртуальный тур — один из восьми недавно запущенных, чтобы дать евреям — и неевреям — возможность погрузиться в мир, которого больше нет: в мир неортодоксальных еврейских общин, возникших во времена империи Габсбургов в западной части нынешней Румынии. Созданный румынской неправительственной организацией «Pantograf» в сотрудничестве с местными еврейскими общинами и активистами сайт «Povetile Sinagogilor», или «Истории синагог», приглашает посетителей совершить виртуальную экскурсию по восьми историческим местам Румынии, включая главную синагогу Тимишоары, которая была недавно отремонтирована.
Сайт включает интервью с нынешними еврейскими лидерами каждой общины, а также английские и румынские транскрипции устных свидетельств, собранных на протяжении десятилетий. В них евреи, родившиеся в этом районе, рассказывают о довоенной эпохе межэтнического сосуществования, о годах фашистских преследований и массовой эмиграции, в основном в Израиль, во время и после коммунистического режима. «Это уникальная возможность для потомков этих общин наконец-то представить, что оставили их бабушки и дедушки», — заявил математик и предприниматель в области информационных технологий Иван Блох, который также является президентом еврейской общины Лугож в западной Румынии.
Достижения в области виртуального туризма открыли новые горизонты для людей, интересующихся еврейскими достопримечательностями. В настоящее время реализуется инициатива по воссозданию разрушенных еврейских кладбищ Ливии в режиме онлайн, и этим летом Музей Израиля в Иерусалиме открыл выставку, которая позволяет посетителям исследовать Великую синагогу Алеппо через виртуальную реальность. Оба этих проекта стремятся запечатлеть опыт еврейства в месте, где сейчас нет евреев. В Румынии, напротив, есть небольшое еврейское население, но в основном оно сосредоточено в Бухаресте, столице и крупнейшем городе страны. Виртуальные туры сосредоточены на другой части Румынии, более чем в 300 милях к западу, Банате. Ранее находившийся под властью Османской империи, этот регион был включен в 1716 году в состав империи Габсбургов, которой он принадлежал до ее распада в 1918 году, когда его территория была разделена между Румынией, Сербией и Венгрией.
Евреи, жившие на территории, которая стала Румынией, в основном говорили по-венгерски и процветали до тех пор, пока антисемитизм не стал политикой румынского правительства, начиная с 1934 года. С тех пор сменявшие друг друга румынские правительства принимали все более агрессивные законы, лишавшие евреев их прав. От 280000 до 380000 евреев, живших под румынским правлением, были убиты во время Второй мировой войны, в основном на контролируемых румынами территориях сегодняшней Украины. (Около 150000 евреев, живших в оккупированной Венгрией Северной Трансильвании, также были убиты.) Большинство из тех, кто выжил, впоследствии покинули страну.
По словам Блоха, в Лугоже, третьем по величине городе румынского региона Банат, еврейская община когда-то насчитывала более 1500 человек, но сейчас там живут лишь несколько десятков евреев. Синагога находится в хорошем состоянии, согласно веб-сайту, но мало евреев приезжает, чтобы увидеть ее. «Проект фактически восстанавливает связь, которая была разорвана в 1950 году, когда половина общины эмигрировала в Израиль вместе со своим раввином», — рассказал Блох.
Помимо того, что новый сайт открывает окно в историю для евреев за границей, он нацелен на просвещение местной аудитории. «Он также адресован жителям этих городов, которые ежедневно проходят мимо синагог и ничего не знают об их роли и роли еврейских общин в румынском обществе», — сообщила JTA координатор проекта Ралука-Елена Дорофтей. Большинство синагог, представленных на сайте, были построены приверженцами неологического иудаизма, реформистского и либерального религиозного течения, возникшего в 19 веке в Венгрии и распространившегося по всей Австро-Венгерской империи. В их б-гослужениях центральную роль играла музыка.
«Будучи приверженцами неологического обряда, они умели петь и имели кантора, хор и орган», — заметил Блох, указывая, что некоторые органы этих синагог «до сих пор функционируют». В 1948 году зарождающийся румынский коммунистический режим вынудил еврейские общины объединиться в единую структуру. «Коммунисты сказали еврейским лидерам: мы хотим, чтобы у вас была единственная община, которую мы могли бы контролировать. Это ваша проблема, как вы ее организуете внутри», — заявила Фелиция Вальдман, занимающаяся исследованием послевоенной еврейской жизни в Румынии. В результате, по ее словам, община неологов исчезла «как отдельная структура и была вынуждена интегрироваться в ортодоксальную общину». То же самое произошло с сефардской общиной, которая стала частью той самой официальной еврейской ашкеназской общины. «Сегодня мы продолжаем молиться и исповедовать религию в ортодоксальной форме, в соответствии с раввинатом и Федерацией еврейских общин Румынии», — заявил Блох о текущей ситуации.
В некоторых случаях лидеры общин надеются, что проект «Истории синагог» поможет получить поддержку для ремонта их исторических зданий. Синагога в Тимишоаре, например, была передана местной театральной труппе с обещанием, что она оплатит ремонт; когда она не смогла собрать средства, здание вернулось под контроль еврейской общины. Теперь, как говорится на новом сайте, община снова «ищет решения», чтобы оплатить ремонт. «Совершенное архитектурное произведение, синагога, построенная на сотни лет, — говорится на сайте, — рискует превратиться в руины».