Тель-авивский музей возвращает произведения искусства из огромной коллекции берлинской еврейской семьи
В то время как Израиль отмечает День памяти жертв Холокоста, Тель-Авивский художественный музей завершает реституцию двух фламандских гобеленов 17 века, украденных нацистами, сообщает «The Times of Israel».
Гобелены вместе с уже возвращенной картиной 19 века являются первыми экземплярами произведений искусства, украденными во время Холокоста, найденными в музее. Все три произведения принадлежат берлинской семье Моссе, которая когда-то собрала значительную коллекцию произведений искусства. Теперь музей пытается выяснить, не потребуется ли реституция и других экспонатов из его коллекции.
«Когда мэр Тель-Авива Меир Дизенгоф основал музей, это было в начале 1930-х годов, и многие евреи пытались выбраться из Европы, у нас было много завещанных предметов. Но это первый раз, когда в нашем музее проводится реституция». Впрочем, это был не первый случай в Израиле. Музей Израиля, расположенный в Иерусалиме, с начала 21 века вернул в рамках реституции несколько произведений искусства и римских артефактов. О картине 19 века музей узнал четыре года назад, получив электронное письмо от немецкого адвоката в рамках проекта «Инициатива поиска произведений искусства из коллекции семьи Моссе», созданного семьей для поиска похищенных произведений искусства и помощи в расследовании происхождения.
Картина голландского художника Йозефа Исраэльса «От тьмы к свету» была подарена музею в 1993 году коллекционером произведений искусства Мотти Рубинштейном, который приобрел ее у торговца произведениями искусства, и выжившего во время Холокоста, Меира Штерна. Картина продавалась в аукционных домах на протяжении десятилетий, прежде чем была куплена Штерном, владельцем картинной галереи Тель-Авива. «Меланхолическая картина выставлялась в музее с самого начала, в самом центре коллекции Йозефа Исраэльса», – рассказала Берри Лифшиц. «В то время все были довольно наивны в подобных вещах», – подчеркнула она. «Теперь, когда появляются люди, которые хотят пожертвовать что-то музею, мы каждый раз проверяем происхождение вещи, чтобы подтвердить, что оно чистое».
Выяснилось, что в самом музее есть доказательства того, что произведение принадлежит семье Моссе. Когда Берри Лифшиц начала исследовать этот вопрос в ответ на запрос, она наткнулась в библиотеке музея на художественный каталог, изданный семьей Моссе, который содержал «От тьмы к свету». По словам куратора, формальный процесс доказательства происхождения произведения был прост. Документы показали, что картина была частью коллекции семьи Моссе, которая была оставлена, когда семья бежала из Берлина в 1933 году, а затем продана аукционным домом Лепке, используемым нацистами. Тель-авивский музей изначально думал, что картину придется вернуть, но собрал достаточно средств, чтобы купить ее у семьи Моссе по цене, основанной на оценке аукционного дома «Sotheby’s». По словам Берри Лифшиц, музеи довольно часто выкупают произведения искусства, подлежащие реституции, поскольку третье поколение семей бывших владельцев, обычно не имеет особой эмоциональной связи с произведениями искусства. «Они хотят справедливости, они хотят, чтобы их история рассказывалась», – сказала она.
Теперь история «От тьмы к свету» полностью доступна на этикетке, прилагаемой к картине, которая в настоящее время передана в аренду Музею Израиля как часть другой выставки. «На табличке будет написано, что она была «возвращена семье Моссе в рамках реституции», и это часть соглашения, потому что семья искала ее», – заметила Берри Лифшиц.
Семья Моссе владела рекламным бизнесом и издательским домом в Германии и активно участвовала в образовательной и благотворительной деятельности, а также собрала огромную коллекцию произведений искусства, которая включала тысячи артефактов, хранившихся дома в берлинском районе Митте. Дом был заброшен, когда они бежали в Швейцарию, а оставленные артефакты были предложены всем желающим. По данным Тель-Авивского художественного музея, в настоящее время по всему миру разбросано около 650000 произведений искусства, украденных нацистами.
Два года назад музей получил еще одно электронное письмо от «Инициативы поиска произведений искусства из коллекции семьи Моссе», которая занималась поиском еще двух пропавших без вести произведений искусства – гобеленов 17 века. «Мы подумали: что? Только не снова», – вспоминает Берри Лифшиц. «Но на самом деле они были правы». Две массивных гобелена, изображающие Моисея в колыбели и переход Красного моря, исчезли в 1933 году и так и не появились на аукционе Лепке. Они снова появились на аукционе в 1960-х годах, когда были куплены, а затем переданы музею в 1971 году сэром Исааком Вольфсоном. Когда в том же году открылось новое здание музея, два гобелена были повешены в вестибюле. По словам Берри Лифшиц, они много лет хранились на складе, и их пришлось вывозить и фотографировать для рассмотрения дела о реституции. Доказать происхождение гобеленов, которые просто исчезли из коллекции в 1933 году, было не так просто. Музей находится в процессе возврата гобеленов, но попросил семью оплатить их доставку. «Мы расстаемся с этими двумя гобеленами, и, скорее всего, они пойдут на аукцион», – заявила Берри Лифшиц.
В результате обнаружения трех украденных произведений искусства Тель-Авивский музей предпринимает активные шаги, чтобы определить, есть ли у него какие-либо другие подобные предметы. «Реституция — это этическое и профессиональное обязательство», – заявила Таня Коэн-Узиели, генеральный директор Тель-Авивского художественного музея. По словам Коэн-Узиели, в последние годы изучение происхождения произведений искусства стало одной из основных задач музеев по всему миру. Музеи выделяют значительные ресурсы на исследования происхождения, что важно для обеспечения исторической справедливости. «Хотелось бы, чтобы у нас было больше средств для этого», – подчеркнула Берри Лифшиц. В музее действительно есть один доброволец, который раньше был сотрудником музея, и он активно просматривает различные предполагаемые произведения искусства, чтобы убедиться, что «они кошерные». «Теперь, если кто-то жертвует музею картину, политика меняется», – заявила Берри Лифшиц. «Мы очень внимательны. У нас есть обязательство, что, когда мы показываем работу, мы должны рассказать историю, стоящую за ней; это наше образовательное обязательство».