Тайна Тиша бе-Ав
Время практически стерло то, что известно о тайне «пещеры», древней синагоги под Храмовой горой, которая использовалась евреями Иерусалима. Тем не менее обрывки информации, исторические документы и существующие исследования постепенно проливают свет на одну из самых интригующих загадок Иерусалима.
Единственная часть истории синагоги, о которой существует консенсус, произошла в первой половине еврейского месяца Ав в 1099 году, когда Иерусалим пал под натиском крестоносцев. Евреи и мусульмане сражались плечом к плечу за город, но в конечном итоге потерпели поражение, и крестоносцы уничтожили жителей Иерусалима. До Холокоста раввины считали убийства одной из самых страшных катастроф, постигших еврейский народ после разрушения Второго Храма. Плач, написанный в память об этом насилии, был добавлен к Плачам, читаемым на Тиша бе-Ав.
«Все защитники бежали вдоль стен города, и крестоносцы преследовали их и убивали, вырезая их всю дорогу до Храма Соломона», – написал один анонимный крестоносец. «Там шла резня, пока наши люди не оказались по щиколотку в крови врагов», – продолжил он. По словам Жиля из Парижа, поэта 12-го века, евреи взяли на себя инициативу по защите Иерусалима и были последними, кто сдался. Мусульманский историк Ибн аль-Каланиси говорит, что евреи города бежали в пещерную синагогу, где крестоносцы сожгли их заживо, история, подтвержденная арабским писателем 12-го века Сибтом ибн аль-Джаузи: «Резня в городе была ужасной. Они собрали евреев в их синагоге, а затем подожгли».
Историк Джошуа Прауэр говорит, что ничего подобного против евреев не совершалось с тех пор, как император Тит осаждал город. «Когда вся надежда была потеряна, евреи закрылись в синагогах и ждали помощи с Небес… крестоносцы сожгли синагоги вместе с евреями и они взывали к Б-гу», – написал он. Самой известной из этих синагог была «Пещера». Археолог Дан Бахат, который раскопал и исследовал туннели Западной Стены, считает, что он обнаружил местонахождение этой синагоги. Он считает, что она находится «в районе ворот Уоррена», под землей, поэтому ее называли «пещерой». Ворота Уоррена названы в честь английского исследователя сэра Чарльза Уоррена (1840-1927) и являются одними из четырех ворот, которые в эпоху Второго Храма вели от Западной Стены к Храмовой Горе. В прошлом они вели в туннель, который был вырыт под горой с востока и заканчивался лестницей, ведущей на площадь Храмовой горы.
Бахат считает, что в раннемусульманский период (638-1099) евреи Иерусалима основали свою главную синагогу рядом с воротами из-за ее близости к тому месту, где, по их мнению, под Куполом Скалы располагалась Святая Святых. «В течение сотен лет она была центром еврейской жизни в Иерусалиме, но крестоносцы, которые завоевали Иерусалим в 1099 году, уничтожили еврейскую общину города, заложили ворота и превратили синагогу в цистерну. Эта цистерна известна в научной литературе, как Цистерна 30, одна из 38 цистерн на Храмовой горе». Бахат основывает свои заявления главным образом на серии документов из Каирской генизы, которые были обнаружены около 120 лет назад в древней синагоге Бен-Эзра в Каире, наряду с множеством старых рукописей, включая редкие работы Маймонида.
Документы, относящиеся к истории «пещеры», представляют собой серию свидетельств XI века, в которых упоминаются «пещера» и «ворота пещеры». Некоторые из них подтверждают просьбу евреев Иерусалима о том, чтобы евреи Египта предоставили им деньги на реконструкцию пещерной синагоги, которая была разрушена в результате сильного землетрясения в 1033 году. «Документы показывают, что ворота Уоррена могут соответствовать данным о местонахождении «пещеры»», – говорит Бахат. «Они расположены в точке, ближайшей к Святая Святых вне Храмовой горы. Когда мы проверили ворота во время раскопок туннелей Западной Стены, оказалось, что они датируются временем Второго Храма. Порог был заложен Иродом, и предполагается, что перемычка ворот тоже относятся ко временам Ирода, выполненные в стиле ворот Храмовой Горы того же периода – прямая перемычка из одного камня. Но в верхней части ворот Уоррена есть резная арка. Подобная резьба сохранилась на одном участке южных ворот Храмовой горы, которые были построены или отреставрированы в 11 веке. «Поэтому разумно сделать вывод, что хотя основание Ворот Уоррена относится ко времени Ирода, перемычка была построена в 11 веке и была создана или отремонтирована 1000 лет спустя», – объясняет археолог.
Кроме того, Бахат отмечает, что к северу от ворот Уоррена находится 35-метровый (115-футовый) участок Западной стены, который также был перестроен в 11 веке. Он говорит, что там, где заканчивается этот участок, продолжается иродианская конструкция, которая характеризует стену в целом. «Эти археологические факты соответствуют ссылкам на восстановление «Пещеры» и десятков метров стены к северу от нее после землетрясения 1033 года, которые фигурируют в документах из Каирской генизы», – говорит он.
Есть также находки, которые Бахат и его коллеги обнаружили на протяжении многих лет у ворот Уоррена и в туннелях Западной стены, что также согласуется с историческими ссылками в документах Каирской генизы. «Israel Hayom» поинтересовался у Бахата, что известно о том, как это место было отдано евреям. «После разрушения Второго Храма римляне, а затем и христиане запретили евреям посещать Храмовую гору. Условия изменились только после того, как арабы завоевали Иерусалим. Сначала они разрешили евреям вернуться на гору, но они быстро запретили это и разрешили им молиться только у ворот. Я предполагаю, что во времена халифа Сулеймана ибн Абд аль-Малика, около 716 года, евреям была предоставлена возможность выбрать одни из ворот в качестве места для молитвы. Они выбрали ворота Уоррена … которые в то время все еще были открыты для входа на Гору и закрылись только после эпохи крестоносцев».
Профессор-историк Эльханан Райнер согласен с тем, что Ворота Уоррена были местом расположения пещерной синагоги, но покойный профессор Бен-Цион Динур с этим не соглашался и полагал, что синагога находится дальше на юге, около Ворот цепи. История пещерной синагоги актуальна и сегодня, и не только потому, что она была разрушена в месяц Ав, который начался 22 июля. Во-первых, тот факт, что евреи молились к востоку от Западной стены, внутри Храмовой горы (даже находясь под землей) имеет значение для еврейского религиозного закона, когда речь заходит о том, могут ли евреи входить на эту территорию или нет. Во-вторых, это может доказать, что евреи молились как индивидуально, так и группами в различных местах вдоль 488 метров (1600 футов) Западной Стены в течение более 1000 лет, и не только там, где находится современная молитвенная площадка.
В последнем из документов Каирской генизы, отправленном в 1035 году главой иерусалимской ешивы Шломо Бен Иегудой некоему раввину Эфраиму в Каире, он просит помочь в восстановлении «пещеры», которая разрушилась во время землетрясения двумя годами ранее. Глава ешивы писал, что ему нужно 62 деревянных балки и 600 досок. Моше Гиль, один из самых видных исследователей в области еврейской истории в первые столетия исламской экспансии, также считал, что в послании упоминается подземная пещера на Храмовой горе, которая функционировала в качестве главной синагоги Иерусалима. Вполне возможно, что в Каирской генизе есть еще документы, которые могли бы раз и навсегда решить вопрос о «пещере».