Тайна раскрыта: через 79 лет установлено место массового убийства в Бабьем Яре
Немецкая «акция» в Бабьем Яре была крупнейшим массовым убийством во время так называемого «Холокоста пулями», но точное место двухдневного зверства нацистов оставалось неизвестным почти 80 лет.
Только за последние месяцы Мартин Дин, бывший следователь Скотланд-Ярда, специализирующийся на нацистских военных преступлениях, собрал сотни частей головоломки. Благодаря усилиям Дина и Мемориального центра Холокоста в Бабьем Яре (BYHMC) была создана трехмерная модель места массового убийства – тогда и сейчас. «Я считаю, что моя работа значительно выходит за рамки прежнего понимания историков, которые работали над этой темой», – сказал Дин в интервью «The Times of Israel». В конце сентября 1941 года немецкие оккупанты Киева приказали евреям в течение 36 часов явиться на депортацию. Однако марш к окраине города привел к Бабьему Яру, где немцы и украинцы, согласно сохранившемуся отчету СС, убили 33771 человека. Большинство жертв составляли женщины, дети и старики. В последующие месяцы в овраге было убито не менее 70 000 человек, включая цыган, украинских националистов и советских военнопленных.
Убийства были остановлены в 1943 году, когда из Берлина пришел приказ провести раскопки всех мест массовых казней, чтобы можно было уничтожить трупы. «Немцы опасались, что Советы будут использовать любые такие доказательства в пропагандистских целях», – сказал Дин. «По иронии судьбы кое-что из того, что мы знаем о местах расстрела, исходит от примерно дюжины бывших заключенных, которые сожгли трупы, но затем сумели бежать незадолго до того, как нацисты планировали убить и их», – добавил исследователь. После поражения Германии в 1945 году Советский Союз подавил память о еврейском геноциде. Политика властей заключалась в том, чтобы стереть разногласия между жертвами нацизма, что включало «стирание» самого оврага путем заполнения отходами от производства кирпичей и другими видами мусора. Эти изменения проложили дорогу тому, что сегодня стоит на месте оврага: жилые дома, парк и несколько скромных памятников.
«Бабий Яр – символ усилий Советского Союза по физическому стиранию памяти», – заявил известный правозащитник Натан Щаранский на памятных мероприятиях 29 сентября. Во время мероприятия правительство Украины обязалось поддержать мемориальный центр. «Советские лидеры взяли самую трагическую часть нашей истории и попытались заставить ее исчезнуть. Благодаря независимой Украине политика в отношении памяти о Холокосте полностью изменилась», – подчеркнул Щаранский. Мемориальный центр, в значительной степени финансируемый российско-еврейскими филантропами, получил широкую огласку из-за противоречивого плана использования виртуальной реальности (VR). Но были также этапы исследований, включая сбор 900 ранее неизвестных имен жертв, а также исследование исчезнувшей топографии оврага. «В итоге я провел около девяти месяцев тщательного исследования и написал более 30 подробных отчетов, каждый из которых анализировал конкретное место или аспект массового расстрела, пытаясь выделить любую новую обнаруженную информацию или важные выводы, к которым мы пришли», – сказал Дин.
Двери Мемориального центра Холокоста в Бабьем Яру должны открыться в 2026 году. Организаторы называют свое сотрудничество «самым важным проектом на тему Холокоста, который в настоящее время разрабатывается в мире, и первым мемориальным комплексом такого рода в бывшем Советском Союзе, после десятилетий, когда этот вопрос замалчивался по идеологическим и политическим причинам».
Переломный момент в Киеве
Когда Красная Армия начала вытеснять Германию с оккупированных земель в 1943 году, командир СС Генрих Гиммлер приказал начать эксгумацию и уничтожение трупов, накопившихся в результате «Окончательного решения». По всей Польше, Украине и другим странам, оккупированным Германией, подразделениям СС было поручено использовать заключенных для эксгумации и кремации более миллиона трупов. Следующее стирание памяти о Бабьем Яре произошло спустя годы, когда на Украине доминировал Советский Союз. Стирание было как физическим, так и идеологическим. «Вся территория оврага была буквально сглажена и превращена в парк, который неузнаваем по сравнению с местностью военного времени», – заявил Дин, опубликовавший статью о «второй волне» Холокоста на Украине, в которой местные немецкие гражданские администраторы сотрудничали с украинской полицией для убийства евреев.
С момента присоединения к проекту «Бабий Яр» в 2017 году, Дин нанес на карту маршрут, пройденный жертвами во время резни, которую нацисты приурочили к Йом-Кипуру. Дину удалось преодолеть десятилетия путаницы в отношении прежней топографии местности, включая то, где были сделаны конкретные фотографии. «Я обнаружил, что ключевой элемент места массовых убийств, «песчаный карьер», который можно увидеть на некоторых ключевых снимках военного времени, не существовал до конца 1930-х годов, так что даже люди, знакомые с Киевом, не знали об этой функции и не могли найти его на картах», – отметил Дин. В песчаном карьере евреи были вынуждены оставлять свои вещи и раздеваться под дулом пистолета и угрозой избиений. Далее жертв подгоняли к краю оврага, где расстрельные команды убивали людей группами по десять человек. По словам Дина, длина братской могилы составляла около 150 метров (около 500 футов). Трупы складывали слоями, как сардины, в процессе, усовершенствованном во время других массовых убийств командиром СС Паулем Блобелем. После убийств были сделаны фотографии, на которых немцы и украинцы лопатами закапывали могилу, которая растянулась на два футбольных поля.
Подобные массовые убийства происходили уже три месяца, но никогда так много евреев не убивали в одном месте. Поскольку казнь произошла на окраине столицы Украины, весть о Бабьем Яре разлетелась по миру в считанные дни. По словам историков Холокоста, отсутствие международного возмущения по поводу убийства 33 771 еврея в Киеве обнадежило нацистов. Во второй половине 1941 года немецкие мобильные отряды убийц – айнзацгруппы – устроили резню в сотнях населенных пунктов Польши и на оккупированных советских территорий. Это был пик «Холокоста от пуль», когда местные коллаборационисты помогали немецким подразделениям – из СС, а также некоторым регулярным армейским подразделениям – убить более миллиона евреев. Хотя бойня в Бабьем Яре была успешной по немецким стандартам, она также выявила некоторые проблемы.
Были сделаны фотографии евреев, идущих к оврагу, и многие мирные жители слышали или видели отдельные части массового убийства. Убийцы должны были быть постоянно пьяны, чтобы справиться с убийством стольких женщин и детей, и была также отмечена «неэффективность» пуль, ранивших – но не убивавших – некоторых жертв. Через три месяца после Бабьего Яра в Берлине было решено усилить темпы геноцида. Создание лагерей смерти с газовыми камерами было направлено на решение проблем локальных массовых убийств под открытым небом, включая желание избавить немцев от необходимости убивать своих жертв с близкого расстояния. Однако даже после создания лагерей смерти казни в киевском овраге продолжались до 1943 года.
«Чтобы разделить их чувства»
Доказательства, исследованные историком Дином, включали устные свидетельства, рисунки солдат и даже тени, отбрасываемые деревьями. «Моя методика заключалась в объединении фотографий, сделанных на земле с аэрофотосъемкой, картами и особенно свидетельскими показаниями», – сказал Дин. «В послевоенных немецких юридических расследованиях есть сотни показаний людей, которые работали в качестве охранников или даже расстреливали людей в Бабьем Яре. Я специально искал ссылки на географические особенности или описания процесса организации расстрелов», – говорит следователь.
Помимо немецких и украинских преступников, чьи показания были расшифрованы и переведены, была горстка раненых евреев, которые смогли ночью выползти из оврага. Дин сопоставил все эти описания очевидцев, чтобы определить, где происходили убийства. «К счастью, было несколько фотографий с перекрывающимися видами, поэтому мы могли собрать панораму фотографий, найдя отличительные растительные или ландшафтные особенности, которые перекрывались», – сказал Дин. «Затем их сравнили с аэрофотоснимками и картами, чтобы визуализировать всю топографию», – сказал Дин. «Увеличивая наземные и аэрофотоснимки, можно было идентифицировать особенности, не видимые невооруженным глазом», – сказал он.
Среди доказательств, рассмотренных Дином, некоторые ранее были отвергнуты исследователями. «В частности, это были две довольно примитивные карты-схемы, нарисованные немцами, которые на первый взгляд не выглядели очень полезными», – подчеркнул Дин. «Тем не менее, вместе с показаниями этих свидетелей, схематические карты убедительно подтверждают общую картину, которую я построил на основе сравнения различных источников».
Хотя мемориальный центр откроется лишь через шесть лет, под эгидой BYHMC реализуются десятки проектов. Среди них – создание инсталляции виртуальной реальности (VR), призванной, по словам художественного руководителя мемориального центра Ильи Хржановского, помочь посетителям установить «эмоциональную» связь с тем, что происходило в Бабьем Яру. В прошлом году состоялась премьера фильма Хржановского «Дау» в рамках его многолетнего мультидисциплинарного проекта, в котором сочетаются кино, искусство и антропология. После того как Хржановский, мать которого еврейка, оказался в заголовках мировых СМИ с его круглосуточным «сталинистским шоу Трумэна» без выходных, он был привлечен к работе над проектом в Бабьем Яре, бюджет которого составляет 100 миллионов долларов.
«Технология – не самоцель», – заявил Хржановский «The Times of Israel. «Это инструмент, но это также новый язык. Технология VR позволит зрителям почувствовать себя ближе к жертвам, понять, кем были они и их семьи, услышать звуки из прошлого и поделиться своими чувствами, мыслями и действиями», – заявил режиссер, который заверил публику, что никаких «ролевых игр» на основе VR не будет. Центр будет увековечивать память не только жертв Бабьего Яра, но и всех жертв «Холокоста от пуль» на оккупированных нацистами территориях СССР. К востоку от Польши нет музея Холокоста такого масштаба, хотя геноцид начался в этих странах при активном участии местных коллаборационистов, в том числе полицейских.
По словам бывшего следователя Скотланд-Ярда Дина, центр «широко рассматривается как необходимый шаг на пути к созданию сильного гражданского общества на Украине». После 2026 года посетители мемориального центра узнают, что происходило в Киеве – двухдневная резня с последующим сожжением всех улик, после чего топография медленно стиралась. Дин вместе с очевидцами Бабьего Яра позаботился о том, чтобы точное место этого зверства не было потеряно для истории в третий раз.