«Свет во тьме» — отрезвляющая бесплатная образовательная игра, посвященная Холокосту
Бесчисленные видеоигры изображают Вторую мировую войну, пишет журналист «Guardian» Саймон Паркин. Большинство направляют игроков к полю боя с его широкоэкранными взрывами и возможностями для меткой героической стрельбы. Немногие отправляются в лагеря смерти.
Среда видеоигр, возможно, рассматривается как слишком игривая, слишком легкомысленная, слишком непритязательная, чтобы приблизиться к водовороту злодеяний 20-го века. «Свет во тьме», новая игра, доступная бесплатно в качестве образовательного пособия, рассказывает о семье польских евреев — муже, жене и их сыне — живущих во Франции во время нацистской оккупации. До газовых камер она не доходит; камера отъезжает в тот момент, когда персонажи садятся в поезд. Но нет никаких сомнений в том, куда он едет.
Это своего рода игра в виде сборника рассказов, разыгрываемая в кукольном домике, представляющем парижскую квартиру, куда мы заглядываем и подслушиваем, время от времени подталкивая персонажей к их следующей триггерной точке диалога или участвуя в странной простой мини-игре. Здесь мало свободы действий, и на то есть веская причина: дизайнеры, конечно же, не хотели подразумевать, что жертва, которая сделала другой выбор, могла сохранить свою жизнь. Тем не менее, перемежая анимационную графику документальными свидетельствами — отсканированными документами, архивными кадрами водружения флага со свастикой над французскими гражданскими зданиями, подъемом нацистских офицеров на Эйфелеву башню — мы сближаемся с вымышленной семьей, оставаясь при этом в курсе того, что события, изображенные в игре, основаны на реальных событиях.
Сентиментальный саундтрек не нужен; игра преуспевает даже в рудиментарном дизайне, навевая меланхолию и страх тех, кто попал в ловушку великой и ужасной геополитической истории. Является ли это самым ясным или наиболее трогательным произведением о Холокосте, которое когда-либо было написано? Нет. Но в то время, когда каждый десятый взрослый американец в возрасте до 40 лет никогда не слышал термина «Холокост», все действия по сохранению памяти кажутся не только желанными, но срочными и необходимыми — и «Свет во тьме» указывает путь, по которому все еще могут следовать другие разработчики.