Сценарист «Фауды» хотел изобразить террористов как «реальных людей»
Моше Зондер быстро заметил: «Мои ученики совершенно серьезны. Они пишут. Они выполняют задания. Здесь здорово преподавать». Зондеру не следует удивляться. У кого лучше учиться начинающему сценаристу, как не у человека, который написал весь первый сезон «Фауды», нашумевший международный израильский хит, который транслируется в США на Netflix?
Зондер проводит осенний семестр, преподавая курс под названием «Сценарий и телевидение» в Университете Ратгерс в Нью-Брансуике, штат Нью-Джерси. Это часть программы Schusterman Visiting Israel Artists, которая привлекает израильских деятелей искусства в американские университеты и другие культурные учреждения. «Фауда», которая в мае начала свой второй сезон, – арабское слово, обозначающие хаос, и это именно то чувство, которое испытывают зрители. Сериал сосредоточен на элитной израильской тайной воинской части, члены которой маскируются под арабов, действуют на Западном берегу и применяют жестокие, и часто смертельные методы, чтобы искоренить террористов. Это одновременно волнующе и удручающе зрелище, оставляет впечатление, что нет надежды на мирное разрешение конфликта.
Зондер принимал участие в сериале с самого начала, когда его режиссеры Лиор Раз (который также играет ведущего персонажа шоу Дорона Кавиллио) и Ави Иссахарофф (который пишет колонки для The Times of Israel) сначала попытались его продать. Процесс занял четыре года, сказал Зондер в телефонном интервью. Нежелание израильских сетей транслировать сериал, возможно, понятно. Трио создало сюжет, который включает морально скомпрометированное израильское подразделение по борьбе с терроризмом, которое живет по своим собственным правилам, без разбора стреляя в палестинцев, вторгаясь в их дома и похищая их. Самое страшное в том, что «Фауда», похоже, отражает реальность на местах. Сообщалось, что Раз служил в «Дувдеване», элитном спецназе, известном тем, что его члены выдавали себя за арабов.
Зондер провел годы в качестве репортера-расследователя, освещая деятельность «Моссада» и «Шин Бет», службы внутренней безопасности Израиля. «Конечно, мир, который мы описываем, полностью реалистичен, хотя персонажи вымышлены», – сказал Зондер.
«Фауда» также была отмечена за то, что она очеловечивала арабов, живущих на Западном берегу, включая террористов. Зондер принял в этом непосредственное участие. «Я почувствовал — как сказать?», говорит Зондер и просит жену перевести фразу с иврита. «Я не знаю точно, как сказать это по-английски. Для некоторых израильтян члены ХАМАСа не существовали как реальные люди, а я хотел, чтобы у них были жены и дети, которых они любили, которых они не могут увидеть. Это мотив для их поведения, который можно понять».
«Это была революция. Раньше таких телесериалов не было. Очеловечить их, говорит Зондер «было моим решением». «Создатели все меня поддержали», – сказал он. «Мы все так чувствовали». По его мнению, сериал имеет еще одну отличительную характеристику. «Нет никакого героя в смысле хорошего парня или плохого парня, – сказал Зондер. «Жизнь сложнее. Существует главный герой и антагонист – Дорон является главным героем, а Абу Ахмад (Хишам Сулейман) является антагонистом». «Дело не в том, что Дорон хорош, а Абу Ахмад плох. … Мне, как израильтянину было важно показать, что члены военного крыла ХАМАСа тоже люди, со своими мотивами. Они не являются абсолютным злом. Это основа первого сезона «Фауды»».
Сериал получил высокую оценку за эту освежающую перспективу и в равной степени за захватывающий сюжет. Палестинская писательница Ясмин Серхан написала в The Atlantic в июне, что, несмотря на ее сомнения в отношении просмотра сериала о конфликте с израильской точки зрения, этот «сериал, достоин запойного просмотра». «Фауда» стала неожиданным хитом в Израиле и, впоследствии, в большей части остального мира. «Поселенцы это любили. Даже ХАМАС», – сказал Зондер. «Их представитель написал в Интернете, что «сионисты не могли убить нас в поле, поэтому они убивают нас по телевизору». Затем они выставили ссылку на первую серию на своем сайте».
В марте антиизраильское движение «Бойкот, отчуждение, санкции» настаивало на том, чтобы Netflix прекратил трансляцию сериала, заявляя, что он «поощряет и узаконивает военные преступления, совершенные эскадронами смерти». Перед «Фаудой» Зондер написал многократно награжденную различными наградами докудраму «Похищение «Сабены»: моя версия» о похищении самолета авиакомпании Sabena Airlines и спасении пассажиров. Этот фильм участвовал от Израиля в оскаровской номинации на «Лучший зарубежный фильм» в 2015 году.
В перерывах между лекциями Зондер пишет еще одну докудраму об операции Моссада «Гнев Б-жий», об уничтожении террористов, ответственных за резню на Олимпийских играх в Мюнхене (она была показана на экране в фильме Стивена Спилберга «Мюнхен»).
Зондер прибыл в Ратгерс примерно в то же время, когда федеральное правительство возобновило дело, обвинив школу в том, что руководство не реагирует на дискриминацию еврейских студентов. В иске Сионистской организации Америки утверждается, что организаторы пропалестинского движения выделили еврейских студентов, взяв с них плату за вход на бесплатное мероприятие. Если демонстранты BDS появятся, когда он будет выступать в Ратгерсе, сказал Зондер, он не будет спорить с ними. «Я должен сказать вам, что я не герой, но я хотел бы встретиться с ними», – сказал он. «Я готов услышать, то, что они должны сказать, если они готовы слушать то, что скажу я. В противном случае нет».