Новости

Следуя примеру Польши, Литва предлагает скандальный закон о Холокосте

16 января 2020, 12:00 Литва
Поделиться

В позапрошлом году Польша приняла скандальный закон о Холокосте, который вызвал резкую международную критику и нанес ущерб ее отношениям с Израилем, США и еврейскими организациями по всему миру. Многие опасались, что закон, запрещающий заявлять о соучастии Польши в нацистских преступлениях – поскольку польские лидеры утверждают, что нацисты оккупировали Польшу, – будет препятствовать образовательным программам и историческим исследованиям геноцида. Эти опасения и проблемы не исчезли в течение двух лет с тех пор, как Польша приняла новое законодательство.

Несмотря на несколько попыток зарыть топор войны, президент Польши Анджей Дуда на прошлой неделе отказался участвовать в крупном мероприятии памяти жертв Холокоста в Иерусалиме. Некоторые историки и выжившие говорят, что польский закон побудил другие европейские страны с гораздо более зловещими историями о Холокосте попытаться обелить свое участие в геноциде. Одной из таких стран является Литва, где коллаборационизм был широко распространен, и именно это является основной причиной, по которой, согласно данным крупных международных исследовательских институтов, занимающихся изучением Холокоста, около 95% из 250000 живших в стране евреев были уничтожены.

Пытаясь противостоять этому нарративу, литовский депутат от правящей партии премьер-министра Саулюса Сквернелиса объявил в прошлом месяце, что возглавляемый им комитет разрабатывает законопроект, в котором говорится, что ни Литва, ни ее лидеры не участвовали в Холокосте. «Литовское государство не участвовало в Холокосте, потому что оно было оккупировано, так же как литовский народ не мог участвовать в Холокосте, потому что он был порабощен», – заявил депутат Арунас Гумуляускас.

Для Розы Блох, 91-летней выжившей в Каунасском или Ковенском гетто, эти утверждения «настолько явно ложны и возмутительны, что они могли быть только результатом принятия польского закона», – сказала она JTA. «Литовцы увидели, что у поляков это сработало, поэтому они тоже пошли напролом», – сказала Блох. Литовский законопроект, пожалуй, больше беспокоит Блох, чем польский, «потому что литовцы были активными и жестокими соучастниками Холокоста. Нет живого литовского еврея, который бы не потерял родственников из-за литовских убийц», – сказала она. Причинно-следственную связь, которую Блох и многие другие видят между законом в Польше и законопроектом, рассматриваемым в Литве, установить трудно, но проекты явно связаны.

В сентябре Гумуляускас организовал встречу с польскими парламентариями, посвященную исторической памяти, сославшись на то, что он назвал общей проблемой. «Сегодня, когда литовско-польские отношения хороши, третьи страны пытаются сбить нас с ног, используя призму исторической памяти», – сказал он в интервью о встрече. Гумуляускас не назвал эти страны. Встреча, добавил он, должна была способствовать «сотрудничеству историков обеих стран в достижении общих целей». Какими бы ни были отношения между польским и литовским побуждениями к реабилитации – Гумюляускас не ответил на вопрос JTA по этому поводу – они являются частью более широких усилий со стороны восточноевропейских стран, чтобы подчеркнуть жертвы понесенные населением и опровергнуть или уменьшить обвинения в соучастие в Холокосте. В то время как западноевропейские общества все чаще берут на себя ответственность за преследование своих сограждан – евреев, в восточноевропейских странах, где при коммунистических режимах образовательные программы о Холокосте практически отсутствовали или были недостаточными, произошло обратное.

Многие в Восточной Европе сегодня оправдывают сотрудничество своих соотечественников с нацистской Германией как «направленное на достижение независимости от Советского Союза», а не на убийство евреев, сказал JTA Майкл Беренбаум, бывший директор исследовательского института Музея Холокоста в США. Он также сказал, что польский закон «поощряет» политиков в других странах принимать аналогичные законы. На фоне растущего национализма по всему континенту правительства многих восточноевропейских стран теперь чествуют нацистских коллаборационистов, в том числе лиц, участвовавших в злодеяниях Холокоста, как героев – патриотов. На Украине парламент принял закон в 2015 году, восхвалявший «антикоммунистических партизан», включая нацистских коллаборационистов, и криминализировал произнесение «оскорблений» в отношении их памяти. Улицы там названы в честь коллаборационистов: Степана Бандеры, Романа Шухевича, и многих других.

В 2014 году в Латвии был принят закон, предусматривающий до пяти лет тюремного заключения для тех, кто отрицает роль «иностранных держав, совершивших преступления против Латвии и латышского народа», не упоминая о причастность латвийских добровольцев СС к убийству почти всех 70000 евреев страны. Ветераны СС ежегодно маршируют по улицам столицы Риги в окружении ультранационалистических активистов. В Литве школа названа в честь Йонаса Норейка, лидера военного времени, который помогал убивать евреев. В этом контексте предлагаемый в Литве законопроект является пробным шаром и «следующим шагом в искажении истории Холокоста в Восточной Европе», – говорит Эфраим Зурофф, директор Центра Симона Визенталя по Восточной Европы, который в последние годы сосредоточился на истории Холокоста и ревизионизме в Литве. Если страна с историй Холокоста, такая как Литва, примет закон, который освобождает ее от ответственности без существенных дипломатических последствий, считает Зурофф, «это может быть ужасным знаком для других».

Рута Вангайте, популярная литовская писательница, написавшая книгу о соучастии литовцев в Холокосте, сказала, что закон будет «пародией». «В первую неделю оккупации правительство Литвы создало первый концентрационный лагерь и создало батальон, который убивал евреев. Это было правительство Литвы. И все это знают», – сказала она. Поразительная жестокость антисемитских погромов в Литве – еще один вызов для архитекторов закона. Один из самых печально известных эпизодов произошел в Каунасе, где десятки евреев были убиты местными жителями в автобусном гараже. Некоторые преступники позировали для фотографий возле измученных тел своих жертв, демонстрируя орудия убийства.

По словам Зуроффа, с исторической точки зрения, у Польши гораздо больше веских оснований, чем у Литвы, для противодействия утверждениям о соучастии в Холокосте. По его словам, в обеих странах Холокоста не произошло бы, если бы не нацисты. И в обоих, местные жители убили тысячи евреев во время нацистской оккупации. Но Польша «не существовала как страна», когда ее оккупировали нацисты, а ее правительство в изгнании «не поощряло действий против евреев». В сегодняшней Польше выражения восхищения нацистскими пособниками встречаются довольно редко. Напротив, коллаборационистское Временное правительство Литвы было ответственным за бесчисленные убийства за шесть недель его существования. Язык, используемый ведущими историками Холокоста, когда они говорят о двух странах, отражает эту разницу.

Что касается Польши, то Сара Блумфилд, директор Мемориального музея Холокоста в США, написала в прошлом году в письме польскому президенту, что «польский народ стал жертвой немецкой агрессии и подвергся исключительно жестокой оккупации. Квалификация – по невежеству или злому умыслу – ответственности Польши за создание нацистских концлагерей и лагерей смерти, безусловно, исторически неточна». Блумфилд также упомянула многих поляков, которые спасли евреев, наряду со многими другими, которые помогли убить их.

Яд Вашем, израильский мемориал и музей Холокоста, пишет о Польше, что «сталкиваясь с безжалостной оккупацией и постоянно участвуя в борьбе за существование, польская общественность в целом мало обращала внимания на безмерно большие страдания» евреев. Оба музея используют иные термины, говоря о Литве. «Литовцы устроили жестокие беспорядки против евреев как незадолго до, так и сразу после прибытия немецких войск», – говорится в кратком обзоре Мемориального музея Холокоста США, в котором отмечается, что большинство евреев страны были расстреляны в течение короткого срока работы местного квислинговского правительства.

Литва является единственной оккупированной нацистами страной, которую Яд Вашем отметил за коллаборационистский «энтузиазм» ее населения. Иерусалимский музей отмечает, что даже когда этот энтузиазм «утих… враждебность по отношению к евреям и доносы» сохранялись. Зурофф говорит, что правительству Литвы необходимо справиться с этой задачей. «Несмотря на то, что неправительственные организации проводят важные мероприятия, посвященные памяти, основная задача просвещения в области Холокоста осуществляется в школьной системе и путем преследования виновных», – сказал он. «Это то, что может сделать только правительство».

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции