Скандальный историк не будет управлять венгерским музеем Холокоста, говорят еврейские лидеры
Лидер венгерского Хабада заявил, что его организация не планирует продолжать сотрудничество с ученым, обвиняемым в искажении Холокоста в музее геноцида, подаренном государством, после его открытия.
Шломо Ковес, исполнительный раввин из организации EMIH, входящей в состав Хабада, сказал JTA 12 сентября, что роль Марии Шмидт «закончится», когда EMIH откроет в следующем году в Будапеште музей «Дом судьбы» стоимостью 22 миллиона долларов. На прошлой неделе правительство передало EMIH право собственности на построенное здание музея. Назначение Шмидт, неоднократно уравнивавшей и смешивавшей Холокост и советское господство в Венгрии, заставило другие еврейские организации и Яд Вашем, государственный музей Израиля по Холокосту, бойкотировать «Дом судьбы». Это привело к четырехлетней задержке в открытии учреждения.
Центр Симона Визенталя назвал утверждения Шмидт формой отрицания Холокоста. На прошлой неделе глава пресс-службы премьер-министра Гергели Гуляш объявил на пресс-конференции, что правительство и EMIH будут сотрудничать в управлении новым музеем. Постановление правительства по этому вопросу, полученное JTA 12 сентября, говорит, что оно «соглашается передать права собственности на «Дом судьбы» EMIH и выделяет примерно 1 миллион долларов этой организации для управления учреждением в дополнение к другим сборам». Ковес назвал это «большой ответственностью». Он сказал, что в музей площадью 80 000 кв. футов будет ежегодно посещать 100 000 посетителей из числа школьников. Он будет иметь образовательный центр, а также временные и постоянные выставки, предлагающие «точку зрения с учетом личного опыта» на Холокост, «которая призвана вызвать резонанс у молодежи».
Отвечая на вопрос о роли Шмидт в музее, Ковес сказал: «Госпожа Шмидт вместе с нами завершит основную выставку, которую она начала, а затем ее роль окончена». «Музей будет работать независимо от правительства, заявил Ковес. В Венгрии еврейские организации, в том числе федерация еврейских общин Mazsihisz, неоднократно вступали в столкновения с правительством из-за его нарратива о Венгрии-жертве, а не соучастницы во время Второй мировой войны, когда правительство страны было союзником нацистской Германии.
«Мы будем искать диалог», – сказал Ковес. «Мы не согласимся с каким-либо контентом, который мы считаем неприемлемым». В одном из своих эссе о венгерской истории Шмидт писала: «После 25 лет запугивания правой прессы, казалось, материализовался еврейско-коммунистический мировой заговор». Шмидт заявила, что нацизм не хуже советского коммунизма — нарратив привествуемый националистами по всей Восточной Европе. Золтан Радноти, председатель раввинского совета Mazsihisz, сказал JTA, что он «не купится» на заверения Ковеса. «EMIH делает то, что правительство говорит ему делать. Этот музей ни в коем случае не будет работать независимо, и доказательством тому является факт, что Шмидт является партнером по разработке его постоянной выставки», – сказал Радноти.
По словам Ковеса, реакция Mazsihisz «неудачна». «Я хотел бы, чтобы Mazsihisz присоединился к нам в продвижении этого музея», – сказал он. «Существует напряженность в общинах, но нельзя допустить, чтобы она затмевала задачу преподавания Холокоста, особенно сегодня».