Новости

«Сараевская агада» возвращается на родину

3 октября 2021, 18:00 История
Поделиться

Спустя семь столетий после создания, бесценная сефардская еврейская книга, чьи залитые вином страницы каким-то образом пережили изгнание, инквизицию, взлет и падение империи, две мировые войны и боснийский конфликт, в некотором роде возвращается на родину, пишет «The Guardian».

Кодекс, известный как «Сараевская агада» по названию города, где он хранился по крайней мере с 1894 года, предположительно был изготовлен на северо-востоке Испании примерно в 1350 году, возможно, в качестве свадебного подарка в ознаменование союза двух известных еврейских семей. Как и все агады, он содержит рассказы, молитвы, правила и ритуалы праздника Псах. Но, в отличие от большинства из них, и в нарушение запрета на «изображения кумиров», многие из его 142 страниц из обесцвеченной телячьей кожи украшены яркими иллюстрациями создания Земли, рабства в Египте и Моше, ведущего еврейский народ к земле обетованной. В другом месте огромный змей уговаривает Еву съесть запретный плод, Ной плывет на своем ковчеге, а Содом и Гоморра охвачены огнем.

Изображения, которые последний раз видели в Испании перед изгнанием евреев в 1492 году, теперь можно увидеть в Мадриде на выставке, организованной испанским центром «Сефарад-Исраэль», поддерживаемым правительством, и посольством Боснии и Герцеговины. Хотя там нет настоящей «Сараевской агады» – оригинал, хранящийся в Национальном музее Боснии и Герцеговины, слишком ценен для транспортировки, — 52 факсимильных изображения красноречиво демонстрируют мастерство, усилия и самоотверженность, которые были вложены в создание этой книги. Но, как отмечает один из кураторов выставки, именно эта агада известна своими странствиями и сверхъестественной выживаемостью, равно как и своим религиозным и культурным содержанием. «Эта выставка рассказывает об этой замечательной истории и показывает людям красоту книги и то, как она сохранилась», — говорит Якоб Финчи, юрист и дипломат на пенсии, который является президентом еврейской общины Боснии и Герцеговины. «Это важная книга для евреев всего мира, но больше всего для евреев Боснии и Герцеговины».

Покинув Испанию во время изгнания, агада появилась в Италии в 1609 году, когда священник, работавший на римскую инквизицию, прочитал ее и добавил приписку, подтверждающую, что в ней нет ничего, что могло бы оскорбить чувства Римско-католической церкви. Оттуда она попала в Сараево, где в 1894 году была продана национальному музею местной сефардской семьи за 150 крон. Сотрудники музея спрятали ее от немцев в мечети в горах, когда в 1941 году началась нацистская оккупация Сараево. Чуть более полувека спустя агада пережила сильный артобстрел, когда здание музея обстреливали во время осады Сараево. Поэтому неудивительно, что евреи и другие жители страны стали рассматривать книгу как своего рода талисман.

«Ее всегда спасали люди, которые не были евреями, и она стала своего рода символом Сараево», — говорит Финчи. «Это похоже на феникса, который воскресает после каждой катастрофы. История «Сараевской агады» стала своего рода легендой в Боснии и во всем мире». Мигель де Лукас, президент Центра «Сефарад-Исраэль», надеется, что выставка поможет приблизить современную Испанию к ее прошлому, а также к культуре мужчин, женщин и детей, которые были изгнаны из своей родины королем Фердинандом и королевой Изабеллой. ««Сараевская агада» вообще не очень известна в Испании», — говорит он. «Я думаю, что многие испанцы думают о сефардских евреях как о персонажах из литературы, и нам нравится показывать людям, что они все еще существуют в 21 веке. И что у них есть глубокая любовь и ностальгия по стране, которая их изгнала».

Де Лукас говорит, что всякий раз, когда он посещает сефардскую общину, будь то в Сараево, Измире, Салониках или Пловдиве, он поражен этой любовью. «Агада является своего рода символом этого и символом, который может помочь испанцам сегодня понять, что сефардские евреи — не персонажи литературы 16-17 веков, а люди, которые все еще существуют и часто живут в общинах, сохраняющих свои традиции в сложных условиях 21 века».

Когда выставка завершится в Мадриде в середине декабря, она переместится в Севилью, а затем, если повезет, в Барселону, недалеко от региона, где книга, вероятно, была создана.

Финчи родился в концентрационном лагере на оккупированном тогда Италией хорватском острове Раб в 1943 году. Он возглавляет общину, 85% членов которой погибли в результате Холокоста. Сегодня в Боснии и Герцеговине проживает около 1000 евреев, более трех четвертей из которых – сефарды.

В маленькой, похожей на феникса книге, в расстояниях, которые она преодолела и в войнах, которые она пережила, Финчи видит старое, но непреходящее послание. «Я надеюсь, что эта выставка в Испании напомнит им, что они потеряли в 1492 году, когда потеряли евреев и все, что евреи создали, включая Агаду», — говорит он.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции