Новости

Режиссер мини-сериала «Холокост» Марвин Чомски скончался в возрасте 92 лет

21 апреля 2022, 15:00 некролог
Поделиться

Марвин Чомски часто рассказывал об одном жгучем воспоминании со съемок своего мини-сериала 1978 года «Холокост», пишет журналист JTA Эндрю Лапин.

Чомски вспоминал, как во время съемок эпизодов в Австрии, чтобы инсценировать массовые убийства евреев как в нацистских концентрационных лагерях, так и в овраге Бабий Яр под Киевом, молодой оператор усомнился в повествовании о том, что они снимали. «Мистер Марвин, вы выдумываете это для фильма», – заявил оператор, как вспоминал Хомский в интервью о своей карьере в Гильдии режиссеров Америки. «На самом деле этого не было». Поэтому Чомски повернулся к ближайшему немецкому члену группы и спросил. «Это правда или неправда?». «И все взгляды устремились прямо на него, и он подумал и сказал: «Ja, das ist war», что по-немецки означает «Да, это правда», – вспоминал Хомский. «Все ребята, самые молодые, просто убежали, плача от всего сердца, они не верили в это. И я больше не сказал ни слова».

Благодаря Чомски, который умер 28 марта в Санта-Розе, штат Калифорния, в возрасте 92 лет, «Холокост» показал многим миллионам людей, включая около 20 миллионов немцев, что Холокост действительно произошел. Когда он транслировался в Соединенных Штатах и Западной Германии, четырехсерийный мини-сериал собрал более 120 миллионов зрителей и помог вызвать широкий общественный диалог вокруг причин и последствий геноцида европейских евреев. Многие немцы в слезах звонили на телеканалы, чтобы выразить как им было стыдно по поводу событий, изображенных на экране, а некоторых бывших нацистских солдат настолько проняло, что они признались в своих преступлениях.

Немецкий историк Франк Бош заявил ВВС, что, по его мнению, мини-сериал, транслировавшийся по немецкому телевидению в 1979 году, может быть поставлен в один ряд с Иранской революцией и избранием премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер как одно из ключевых событий того года, изменивших мир. Первый значительный фильм о Холокосте, снятый для массовой аудитории в англоязычном мире, мини-сериал с Мэрил Стрип и Джеймсом Вудсом в главных ролях, повествующий о жизни двух вымышленных семей в нацистской Германии, одной еврейской, второй христианской, которые в конечном итоге стали нацистами. Сериал, охватывающий широкий спектр реальных событий Холокоста, включая «Хрустальную ночь», восстание в Варшавском гетто и концентрационные лагеря Бухенвальд, Аушвиц и Собибор, стал откровением для многих.

Это также стало предметом споров: выживший Эли Визель утверждал, что сериал тривиализирует злодеяние, совершенное во время Холокоста.

Чомски руководил съемками (по сценарию Джеральда Грина), опыт, который, по словам его сына Эрика, оставил его «травмированным». За это он получил премию «Эмми», одну из четырех, которые заработал за свою карьеру. Интуитивно он чувствовал, что превращение монументальной трагедии Холокоста в простую семейную историю облегчит ее понимание широкой публикой. Я сказал себе: «Я не снимаю документальный фильм. Это даже не документальная драма. Это будет драма о людях, и если вы интересуетесь людьми, вы будете смотреть ее», – рассказал он в интервью Гильдии режиссеров.

Родившийся в Бронксе сын родителей – евреев, иммигрировавших из Беларуси, Чомски начал свою карьеру на телевидении еще в средней школе. После колледжа и службы в армии он начал работать художественным руководителем и сценографом в таких шоу, как «Капитан Кенгуру», а в начале 1960-х годов перешел на режиссуру. Помимо «Холокоста» Чомски также был режиссером во многих других монументальных телевизионных проектах. Он снял две серии «Корней», знакового мини-сериала 1977 года, посвященного американскому рабству чернокожих людей, а также снял часть социально научно-фантастического сериала «Звездный путь». Он также снял несколько других проектов на еврейскую тематику, в том числе телефильм «Победа в Энтеббе» об операции «Энтеббе» и телефильм 1982 года «Внутри Третьего рейха», основанный на мемуарах Альберта Шпеера, архитектора Гитлера (создание которого недавно было освещено в скандальном израильском документальном фильме, в котором не упоминалось об участии в этом Чомски).

Но «Холокост» был тем местом, где Хомский оставил свой самый большой след в культуре — и это след, который нескоро забудется. В 2019 году немецкое телевидение вновь показало сериал, чтобы отметить его 40-летие. «Выжившие пришли на пробы в Аушвице, а журналисты даже не взяли у них интервью», – вспоминал Бош. «Никто не заботился о жертвах. Это изменилось после показа «Холокоста»».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции