Редкое украшение, найденное на горе Сион, демонстрирует жестокость вавилонского разрушения Иерусалима
Уникальный фрагмент тонко обработанного золота и серебра, по-видимому, оторванный от более крупного предмета, найденный на горе Сион в Иерусалиме, молчаливо свидетельствует о насилии, произошедшем 2605 лет назад, когда вавилонская армия подавила восстание вассального царя Иудеи и сожгла город до основания.
Крошечный кусочек придает достоверность библейским описаниям богатства Иерусалима до его уничтожения разъяренным царем Навуходоносором в 586 году до н. э. Международная команда археологов, возглавляемая представителями Университета Северной Каролины в Шарлотте (UNC), также обнаружила доказательства пожара в виде слоев пепла на самой горе Сион, добавив это как доказательство предыдущих сообщений о том, что слой разрушения города вавилонянами был найден у подножия Храмовой горы. Они также обнаружили то, что, по-видимому, было значительным сооружением железного века — первым значительным зданием того времени найденным на «западном холме», он же гора Сион. Это здание, которое лежит под археологическими слоями более поздних периодов, еще предстоит раскопать, сказали археологи Haaretz, но они надеются сделать это в следующем году.
Между тем, открытия, о которых теперь сообщает Археологический проект «Гора Сион», подтверждают гипотезу о том, что Иерусалим железного века был большим городом, а не какой-то деревней на вершине холма, подчеркивают профессора UNC Шимон Гибсон и Джеймс Табор, и доктор Рафи Льюис, старший преподаватель Ашкелонского Академического колледжа и сотрудник Хайфского университета. Слои пепла были датированы временем вавилонского завоевания с помощью фрагментов керамики, таких как масляные лампы, типичные для этого периода, а также «скифских» наконечников стрел из медного сплава и железа, тип, найденный в других местах сражений седьмого и шестого веков до н. э. «Для археологов слой пепла может означать множество разных вещей», – сказал Гибсон. «Это могут быть пепельные отложения, удаленные из печей; или это может быть локальное сжигание мусора. Однако в этом случае сочетание слоя пепла, полного артефактов, смешанного с наконечниками стрел, и уникального украшения, указывает на некое опустошение и разрушение. Никто не отказывается от золотых украшений, и ни у кого нет наконечников стрел в их домашнем мусоре».
Оторванное в ярости украшение состоит из золотой части в форме колокольчика, обвивающего гроздь серебряного винограда. Фрагмент слишком мал, чтобы однозначно сказать от чего он: возможно, серьга или кисточка, говорят археологи. Эта вещь, кажется, демонстрирует разрушения, случившиеся тысячелетия назад. «Она сама пережила травму, была каким-то образом разбита», – сказал Льюис Haaretz. «Маленькая серебряная гроздь винограда почти отделилась от его золотого футляра, как будто драгоценность была жестоко оторвана от чего-то».
«В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, в Иерусалим и осадил его. И предал Г-сподь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, которые он перенес в землю Сеннаар в дом бога своего» (Даниил 1: 1-2). Это первый раз, когда такой артефакт был найден в ясном археологическом контексте разрушения города вавилонянами, говорит Льюис: «До сих пор не было обнаружено никаких свидетельств такого рода богатства материальной культуры внутри стен Иерусалима». Даже если мы не знаем, от какого более крупного предмета оторвалось это украшение, его нахождение подтверждает библейские описания Иерусалима железного века, который был богатым городом.
«В библейских книгах Царей и Даниила говорится о богатстве Иерусалима, которое Навуходоносор забрал в Вавилон, и описывается пиршество с использованием золотых и медных сосудов, привезенных из города», – указывает Льюис. «Этот небольшой артефакт показывает насколько был богат Иерусалим на самом деле». Драгоценные предметы находили и в прошлом, в том числе в городе Давида в прошлом году, и в рамках открытия профессора Габриэля Баркая 1979 года в погребальной пещере железного века в Кетеф-Хинном (над долиной Хинном, которая окружает Старый город Иерусалима), где были найдены крошечные свитки «Биркат коаним» (благословение коэнов) вместе с серьгами. «Они кажутся похожими на то, что мы нашли, но Хинном в то время был за пределами города», – объясняет Льюис.
Археологи не предполагают, что украшения были связаны с самим Храмом. «Но они определенно принадлежали кому-то знатному, – резюмирует Льюис. – Это не тот предмет, который мог потерять или оставить крестьянин». Далее, предположив, что это была неодушевленная жертва вавилонской мести, он соглашается с Гибсоном, что никто в здравом уме не стал бы просто выбрасывать такой драгоценный предмет.
Около 2600 лет назад вассальный царь Иудеи Седекия вступил в союз с фараоном Египта, чтобы сбросить путы зависимости от Вавилона. Их восстание не прошло гладко. Иудея подверглась нападению, и после долгой, тяжелой осады Иерусалим был разрушен в 586 (или 587) году до н. э. Впервые в истории, но не в последний раз. Римляне повторили нападение в 70 г. н. э., с целью наказать жителей города за их отказ принять свою гегемонию и диктат. Признаки разрушения города вавилонянами было сложно найти, пока в 2017 году археологи не сообщили, что добились этого, обнаружив признаки пожара внутри каменных зданий у южного подножия Храмовой горы, на месте города Давида. Две основные археологические школы в отношении Иерусалима – «минималисты», которым нужны веские доказательства, и «максималисты», которые ищут доказательств правдивости Библии, – долго спорили о размере города в конце железного века. На западных холмах Иерусалима долгие годы не было обнаружено слоев железного века. По словам Льюиса, недавно найденное здание железного века подтверждает мнение, что Иерусалим расширялся в западном направлении в 8 веке до н. э., будучи переполненным беженцами из северного Израильского царства.
Здание соответствует крепостной стене, обнаруженной в 1970-х годах в Еврейском квартале Старого города, которая, очевидно, была построена при подготовке к отражению нападения ассирийцев в 701 году до н. э., и следы пепла предполагают, что несколько позже, битва с вавилонянами распространялась вниз по холму. «Мы знаем, что это не какая-то свалка, а юго-западный район города железного века», – сказал Гибсон. В течение восьмого века до н. э. городская территория Иерусалима выросла из того, что сейчас называется городом Давида, к юго-востоку, по крайней мере, до места раскопок. Удивительно не то что нашли здание железного века на горе Сион, а то, что его не нашли раньше. По-видимому, этот район была важен не только во время периода Второго Храма, но и в период Первого Храма.
«Наше открытие — еще один гвоздь в гроб минимализма», – шутит Льюис. «Обычно археологи имеют дело с периодами. Здесь мы фиксируем момент во времени, событие в конкретный год, со всем, что приходит с разрушением — пеплом, полными сосудами, скифскими стрелами – и этим фрагментом драгоценностей, молчаливо предполагающим крайнюю степень насилия». Наконечники стрел скифского типа, которые были распространены в регионе в шестом и седьмом веках до н. э., также использовались вавилонянами. Гибсон добавляет, что масляные лампы, найденные в раскопе горы Сион, являются типичными суженными лампами на высокой основе того периода. «Это такой беспорядок, которого можно ожидать в разрушенном доме после налета или битвы», – сказал Гибсон. «Предметы домашнего обихода, лампы, осколки глиняной посуды, которые были опрокинуты и разбиты … и наконечники стрел и драгоценности, которые могли быть потеряны и похоронены при разрушении».
Сам царь Седекия был захвачен и увезен в Вавилон с богатствами Иерусалима и его Храма, разрушение которого евреи с тех пор оплакивали. Предание гласит, что храм был разрушен сначала вавилонянами, а затем римлянами в девятый день месяца ав. Илон Гилад, говорит, что достоверно известно, что летом 587 года до н. э. вавилонские войска осадили Иерусалим, и после многих лишений которые вынесли жители города, враги в конечном итоге проломили большие каменные стены, разграбили Первый Храм и подожгли его. Евреи были отведены в плен в Вавилон, где «плакали, когда вспоминали Сион» (Псалом 137: 1). И теперь мы знаем, что пламя распространилось и дальше по великому городу, которым был древний Иерусалим. «И находился город в осаде до одиннадцатого года царя Седекии. В девятый день четвертого месяца голод усилился в городе, так что не было хлеба для людей той земли. Затем в городе была пробита брешь, и все воины бежали ночью через ворота между двумя стенами … И он (начальник телохранителей Навуходоносора Навузардан) сжег дом Г-сподень и дом царя; и все дома Иерусалима, даже дом каждого великого человека, сжег он огнем». (2 Царств 25: 1-9).
Археологический проект «Гора Сион» спонсируется Ароном Леви, Джоном Хоффманом, Шерили и Роном Вандерхамом, Пэтти и Дэвидом Тайлером и другими, а также поддерживается Шейлой Бишоп из Фонда библейской археологии. Проект «Гора Сион» расположен в парке Совев-Хомот, находящемся в ведении Управления природы и парков Израиля.