Новости

Пророки, священники, цари‑иудеи: древний Йемен ожил на выставке в Иерусалиме

8 марта 2020, 19:00 История
Поделиться

До того как вавилоняне разрушили Иерусалимский храм в 586 году до нашей эры, пророк Ирмияу предсказал его гибель. Некоторые йеменские евреи считают, что десятки тысяч их предков прислушались к его словам и бежали в Южную Аравию (ныне Йемен) до того, как произошла катастрофа. Большинство оставшихся евреев были высланы в Вавилонию.

Никто не может сказать наверняка, когда именно евреи начали селиться в Йемене, но есть много свидетельств того, что евреи жили там в течение последних 2000 лет. И в течение всего этого времени они чувствовали свою связь с Землей Израиля. Тем не менее, только в 1881 году евреи начали возвращаться в Святую землю в большом количестве, и только лишь для того, чтобы обнаружить, что не были желанными гостями. Испытания и невзгоды, которые ожидали тех, кто пережил долгое, трудное и опасное путешествие, хорошо задокументированы. Однако мы очень мало знаем об их жизни в Йемене — или о наследии йеменцев, которое внесло свой вклад в ту чудесную культуру, которую они принесли с собой.

Отец Батьи Боровски Закария Джамиль был йеменским ювелиром, который покинул дом в 1907‑м и провел два года, путешествуя в Землю Израиля. Его дочь вышла замуж за ныне покойного Эли Боровски, гения польского происхождения, одержимого идеей «оживить» Библию и помочь людям воспринять свое наследие. Вместе они основали уникальный Музей библейских земель в Иерусалиме в 1992 году. Недавно Боровски организовала выставку под названием «Йемен — от Шебы до Иерусалима», открывшуюся в январе с целью донести историю Йемена до общественности.

Выставка, наполненная красивыми картами, захватывающими артефактами и превосходными пояснительными табличками, начинается с библейской истории. Все мы знаем отрывок из Книги Царств, где царь Шломо и царица Шеба живут душа в душу. Библия говорит нам: перед отъездом царицы ей было предоставлено «все, что она попросила, помимо того, что он подарил ей с царской щедростью». Согласно легенде, прекрасная царица была из Эфиопии, у нее с царем Шломо был общий ребенок. Принц, получивший имя Менелик («Царский сын»), стал прародителем прославленной эфиопской династии. Царство Шеба находилось на территории нынешнего Йемена. Южная Аравия была одной из самых отдаленных стран, упомянутых в Библии: она находится на расстоянии 2,4 тыс. километров от Земли Израиля. Неудивительно, что, хотя в древние времена на Ближнем Востоке говорили на арамейском, аккадском и древнееврейском языках, в Южной Аравии был свой особый язык.

Только с одомашниванием верблюда, около 1000 года до нашей эры, стало возможным путешествие между Землей Израиля и Южной Аравией. Примерно в это же время начала действовать «дорога благовоний», которая начиналась в нынешнем Йемене, проходила через пустыню Негев и заканчивалась в портах у побережья Средиземного моря. Регион начал процветать, поскольку росшие там деревья производили ценные благовония, такие как ладан, а мирра — фантастически популярная в Европе — произрастала в Йемене. Там росло и третье дерево с особыми качествами — дерево бальзам. Действительно, по словам историка I века новой эры Иосифа Флавия, бальзам был одним из множества богатых даров, которые царица Шеба поднесла царю Шломо. Со временем евреи, живущие в Эйн‑Геди возле Мертвого моря, научились изготавливать из бальзама редкую косметику, которую жаждали купить богатые европейцы.

На выставке представлен небольшой кувшин, примерно 2000‑летней давности, смола из которого, как полагают, была смолой бальзама. Посетителей музея приглашают ощутить запах бальзама, ладана и мирры. Черепки VIII–VI веков до новой эры, на которых выцарапаны знаки южноаравийского письма, были обнаружены в нескольких местах в Иудее, что свидетельствует о коммерческих связях между двумя государствами. На одном черепке выцарапаны даже буквы KHN, которые могут относиться к слову «коэн», или «священник» на иврите.

Среди других экспонатов выставки — несколько йеменских погребальных стел, каменных памятников, отмечающих могилу. На лицевой стороне одной из них, датируемой V веком до нашей эры, выгравировано слово «Абд», имя умершего. На алебастровой погребальной стеле изображена женщина, правая рука которой поднята в молитвенном жесте, а в левой она держит сноп пшеницы. Третья, выполненная из известняка, представляет собой изображение женской головы с надписью, в которой упоминаются ее имя и имя ее отца. Алебастровая статуэтка в виде двух верблюдов восходит к I веку до новой эры. По словам Йеуды Каплана, гида и одного из кураторов выставки, тот факт, что им дали имена, свидетельствует, что верблюды были неотъемлемой частью «дороги благовоний».

Смола из пряностей ценилась так высоко, что в 26 году до новой эры римский император Август попытался захватить Южную Аравию и вырвать контроль над пряностями у ее правителей. С этой целью он послал армию в 10 тыс. солдат, к которым присоединились 500 евреев, предоставленных царем Иродом, и 1 тыс. набатеев — местных жителей, которые служили посредниками в торговле благовониями, — для помощи в завоевании. Набатеи водили римлян кругами, пока у тех не закончились еда и вода и они вынуждены были отказаться от попытки завоевания. Тот факт, что солдаты‑евреи сопровождали римскую армию в Южную Аравию, является первым свидетельством присутствия евреев в нынешнем Йемене. Остались они там или нет, неизвестно. Но мы знаем, что в первые века новой эры, когда царство Химьяр контролировало эти земли, йеменские евреи жили хорошо. Они даже оказали сильное влияние на правителей страны, поскольку примерно в 375 году царская семья приняла иудаизм, как и многие их подданные. Они называли своего бога Милосердным, а иногда и Г‑сподом иудеев. Йеменские евреи нередко выражали тоску по своей далекой родине — и многие просили похоронить их на Земле Израиля. Одна из погребальных пещер в Бейт‑Шеариме в Нижней Галилее, относящаяся примерно к 250 году до новой эры, относится к «евреям Химьяра», а погребальная стела, найденная к юго‑востоку от Мертвого моря (сегодня часть Иордании), отмечает, что умерший скончался в земле химьяритов.

Фотограф Нафтали Хильгер посещал Йемен много раз между 1987 и 2008 годами. Его прекрасные фотографии, на которых запечатлены современный Йемен и тамошняя еврейская жизнь до недавнего времени, заполняют пространство выставки. На одной стене мы видим руины знаменитой плотины, построенной в VIII веке до новой эры в Марибе, столице Шебы. Чудо инженерной мысли, которое могло быть создано только высокоорганизованным обществом с передовыми технологиями, она позволяла орошать обширные территории. На других фотографиях Хильгера мы видим ярко‑зеленые поля Йемена, коричневые пустыни, руины древних храмов, изображения евреев в их традиционных одеждах и молодых людей, собравшихся в кружок учиться с той единственной Торой, которая им доступна. Нашей любимой является фотография старика, держащего книгу вверх ногами, потому что в детстве он научился читать по книге, лежавшей на другом конце стола. На выставке представлена удивительная коллекция древних священных книг и документов, в том числе мессианская поэма XVIII века великого раввина Шалома Шаббази и средневековая копия документа, в котором Мухаммед предоставил особый статус евреям Йемена после того, как они сражались за него в шабат.

В экспозиции представлены также ювелирные изделия, созданные отцом Боровски, и некоторые предметы одежды, которые носили евреи Йемена. С момента начала кровопролитной гражданской войны в 2015 году стало почти невозможно покинуть страну. К счастью, в ходе операции, проведенной Еврейским агентством в 2016 году, 17 евреев смогли вернуться на свою древнюю родину. Но несколько десятков евреев все еще остаются в Йемене.

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции