Приложение, которое может генерировать 64000 рецептов кошерных чизкейков, призвано доказать ценность ИИ для ортодоксальных евреев
Обычный рецепт чизкейка Сары Гольдштейн похож на остальные кошерные блюда, которые она готовит и которыми делится в своем аккаунте в «Инстаграме» (управляющая социальной сетью компания «Meta» признана в РФ экстремистской организацией): «простой, и я бы не сказал, что слишком рискованный», пишет журналистка JTA Филисса Крамер.
Но в этом году она попробовала кое-что особенное в преддверии Шавуота, еврейского праздника, который начинается вечером 25 мая, когда в меню традиционно входят молочные продукты. В честь праздника она испекла чизкейк с бурбоном и карамелью, а сверху посыпала засахаренными орехами пекан. Изменение рецептуры было вызвано онлайн – инструментом, который с помощью искусственного интеллекта позволяет пользователям смешивать и сочетать ингредиенты, которые можно использовать в более чем 64000 различных рецептов чизкейков. Для Гольдштейн, шеф-повара и разработчика кошерных рецептов, которая живет в Лейквуде, штат Нью-Джерси, «CheesecakeWizard.AI» предлагает долгожданный вызов. «Вы должны быть очень креативными в кошерном мире, потому что он очень ограничен», — заявила она. «И я думаю, что это определенно открыло людям глаза на то, что возможно. Я имею в виду, что существует 64000 кошерных комбинаций — это очень, очень круто».
Является ли ИИ угрозой соблюдению еврейских традиций?
Создатель приложения, директор по маркетингу в Бруклине Абрахам Бри, не просто хочет раздвинуть границы того, что подается на столах в Шавуот. Он также стремится доказать клиентам свою ценность в мире пресс-релизов, созданных ИИ, и показать своим собратьям – ортодоксальным евреям, что «ChatGPT» и другие инструменты ИИ могут быть благом для еврейских традиций, а не угрозой, несмотря на опасения по поводу использования Интернета в его общине. «Не каждый, кто собирается зайти на этот сайт, на самом деле собирается печь чизкейк», — заявил Бри.
Приложение просит пользователей выбрать корж, начинку и посыпку по своему вкусу, а затем использует искусственный интеллект, чтобы выдать соответствующий рецепт. Функция интеграции изображений под названием «Midjourney» позволяет пользователям увидеть созданные компьютером изображения того, как могут выглядеть их чизкейки — от коржа морковного пирога до начинки из клена и сладкого картофеля до пикантных начинок, таких как тапенада (густой соус прованской кухни) из оливок. С момента запуска «CheesecakeWizard» на прошлой неделе около 12000 человек использовали его для создания 45000 рецептов, хотя еще предстоит выяснить, сколько было сделано реальных чизкейков. Бри рассказал, что, как и Гольдштейна, его привлекли «опьяняющие варианты» в интерфейсе «Cheesecake Wizard». И он надеялся, что, когда праздник начнется вечером 25 мая, он получит возможность принять в нем участие. «После очень долгой рабочей недели я хотел бы сесть на Шавуот и съесть чизкейк, а капелька бурбона сверху определенно добавит немного удовольствия к праздничному торжеству», — заявил он.
Эксперимент Бри с ИИ начался прошлой весной, когда клиенты начали отказываться от его услуг, потому что, по их словам, они могли бы использовать новую технологию для создания своих маркетинговых материалов. Он решил исследовать новую сферу. Приближался Песах, и первым предприятием Бри стала организация однодневных поездок, вдохновленная хлопотами, с которыми могут столкнуться ортодоксальные семьи, решая, чем заняться в середине недельных каникул, когда еврейские школы и рабочие места закрыты. «CanWeGoNow» был запущен в первый день холь а-моэд, периода праздника, когда разрешены поездки, и быстро рухнул, поскольку ссылка рикошетом распространилась по WhatsApp-группам, которые являются основной формой общения для многих ортодоксальных евреев. Бри позвонил жене из синагоги и рассказал, что ему нужно отказаться от плана их семьи отвести своих шестерых детей в парк развлечений. Ему пришлось потратить время на восстановление сайта. «Я сказал: «Пессель, суть в том, что я ввязался во что-то, что может быть удивительным», — вспоминал он. «Обычно я не работаю в холь а-моэд, но если есть потери, раввинские лидеры говорят, что можно работать. Поэтому я сказал: «Если я не позабочусь об этом, все развалится». В конечном счете, 20000 человек создали десятки тысяч идей для поездок в Соединенные Штаты, Израиль, Англию, Австралию и даже Мексику, где сотни людей в кошерном отеле на Песах узнали о приложении.
Бри потерял деньги на этом предприятии. Но он обрел уверенность в том, что ИИ может завоевать популярность в его общине, несмотря на двойственное отношение некоторых его ортодоксальных сверстников к новым технологиям. Теперь он перезапустил свою маркетинговую фирму, чтобы полностью сосредоточиться на использовании ИИ для охвата ортодоксальной аудитории. «Еврейская община всегда немного отстает, давайте смотреть правде в глаза», — заявил он. «Наша традиция — это то, что поддерживало нас все эти тысячи лет, поэтому каждый раз, когда появляется что-то новое, мы всегда немного более осторожны и всегда немного более обеспокоены. Так что искусственный интеллект на самом деле еще не внедрился».
Поворотный момент в инициативе Бри наступил, когда он был в синагоге, которую он посещает три раза в день для молитв. Называя себя ультраортодоксальным евреем, он искал кошерного корпоративного партнера для чизкейк-бота. Его знакомый по имени Акива услышал, как он сетовал на отсутствие связи с соверующим после вечерней службы. Акива рассказал, что его жена работала в компании по производству кошерных молочных продуктов «Norman’s». После несколько сообщений в WhatsApp Бри связался с тамошним руководством — и теперь название и логотип компании появляются на сайте, а ее продукты вставляются в рецепты чизкейков, которые генерирует инструмент. Гольдштейн также рекламировала компанию в своих сообщениях в социальных сетях о «CheesecakeWizard». По словам Бри, продажа была не совсем простой. Один из руководителей «немного нервничал из-за онлайн – аспекта», — вспоминает он. «Прямо сейчас в еврейской общине у нас странная политика. Например, мы не поощряем вас использовать его, но если вы собираетесь его использовать, установите для него фильтр».
Действительно, использование Интернета было сложной темой в ортодоксальных общинах харедим, и раввины предупреждали, что онлайн – доступ может быть воротами к неприемлемому контенту, который противоречит еврейской практике и отвлекает от нее внимание. Некоторые ортодоксальные лидеры призвали евреев полностью отказаться от Интернета. В 2012 году митинг, предупреждающий об опасностях Интернета, собрал более 40000 человек в Нью-Йорке; в прошлом году две массовые акции протеста женщин призвали их удалить свои профили в социальных сетях и отказаться от своих смартфонов. С внезапным появлением в последние месяцы ИИ, ориентированного на потребителя, эта технология впервые привлекла особое внимание некоторых лидеров раввинов. В прошлом месяце дюжина раввинов из традиционалистской общины сквирских хасидов, базирующейся в Нью-Сквире, Нью-Йорк, прямо запретили его использование. «Возможно, что на данный момент не все знают величину и размах опасности. Но нам стало ясно, что это дело будет ловушкой для всех нас, молодых и старых», — писали раввины в своем постановлении в прошлом месяце. «Поэтому использование «ИИ» строго запрещено в любой форме, даже по телефону».
Несмотря на эти предупреждения, многие ортодоксальные евреи-харедим используют Интернет для работы, покупок и других занятий. Но в некоторых общинах ожидается, что пользователи будут устанавливать «кошерные» фильтры, блокирующие контент, который считается неприемлемым, и многие ортодоксальные ешивы требуют, чтобы родители устанавливали фильтры в качестве условия приема детей. Бри рассказал, что его собственной детской ешиве в Бруклине требовался телефонный фильтр, который он установил. И что он позаботился о том, чтобы его приложения работали на телефонах, функции которых ограничены WhatsApp и основными средствами связи. Он также заявил, что, хотя «Norman’s» убедили поддержать чизкейк-бот, потому что у него был собственный сайт, он рассматривал возможность добавления отказа от ответственности. «Возможно, нам придется сделать небольшое заявление на сайте, в котором будет сказано что-то вроде: «Пожалуйста, соблюдайте ваши раввинские правила в отношении использования Интернета», — рассказал Бри. «Потому что люди говорили: «О, зачем вы рекламируете Интернет?» Мы не рекламируем его. Если вы все равно используете его, то вы можете использовать это».
Гольдштейн рассказала, что не была уверена, что станет постоянным пользователем ИИ, но считает, что «CheesecakeWizard», для пользования которым она опубликовала обучающий видеоролик для своих подписчиков 24 мая, был удобной «точкой входа» для ее общины. «Я определенно думаю, что людям потребуется некоторое время, чтобы привыкнуть к этой концепции, но это отличный способ представить ее», — заявила она. Гольдштейн заметила, что в ее сильно ортодоксальном городе Лейквуде допускается широкий спектр использования Интернета, и что она видит ценность в том, чтобы оставаться онлайн. «Я не говорю людям, чтобы они начали использовать «Инстаграм», начали использовать ИИ — если вы здесь, и это то, где вы находитесь, то это забавный способ сделать что-то удивительное, найти что-то для развлечения», — заметила Гольдштейн. «Для людей, которые уже в Интернете — нужно ли вам это для работы или просто вы еще не в том месте, чтобы полностью искоренить Интернет из своей жизни — вот способ взять эти инструменты и сделать с ними даже что-то духовное».