Президент США Дональд Трамп провёл первую рабочую встречу с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху
Президент США Дональд Трамп провёл первую рабочую встречу с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, прибывшим в Вашингтон с государственным визитом.
В ходе первой беседы Трампа с израильским лидером после вступления в президентскую должность много внимания было уделено ядерному соглашению с Ираном, заключённому в июле 2015 года. Вопреки своим предыдущим заявлениям и ожиданиям многих наблюдателей, Трамп и Нетаньяху воздержались от критики самого соглашения, отметив при этом необходимость усилить контроль над его соблюдением со стороны Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ).
Напомним, после заключения соглашения между Ираном и так называемой “шестёркой” (Великобритания, Германия, Китай, Россия, США и Франция) Нетаньяху подверг его условия жёсткой критике, несмотря на то, что в соглашении прописаны ограничения для всех составляющих иранской ядерной программы, включая количество обогащающих центрифуг (их парк Иран обязался сократить на 60%), уровень обогащения самого урана, и даже объём необходимой для работы ядерных реакторов тяжёлой воды. Негодование Нетаньяху было вызвано тем, что соглашение рассчитано на 10 лет, а предусмотренные в нём дополнительные ограничительные меры – на 15 лет. По истечении этого срока ничто теоретически не мешает Ирану вновь начать разработку ядерного оружия, которое, по мнению израильского лидера, в руках иранского духовенства будет представлять опасность как для Государства Израиль, так и для всего мира.
В свою очередь, Дональд Трамп в ходе предвыборной гонки неоднократно заявлял, что расторгнет соглашение, когда придёт в Белый дом, что было воспринято многими наблюдателями как популистский шаг, направленный на завоевание очков среди избирателей еврейского происхождения. Тем не менее, после инаугурации риторика Трампа начала смягчаться – теперь он заявляет, что будет тщательно следить за тем, чтобы Иран соблюдать условия соглашения, что, по его мнению, администрация Барака Обамы делала не вполне усердно. В окружении Обамы эти обвинения отрицают.
Непосредственной причиной для критики стал запуск Ираном баллистической ракеты средней дальности, произведённый 30 января. Спустя несколько дней США расширили список санкций против иранских официальных лиц, включая членов влиятельного Корпуса стражей Исламской революции (КСИР). В Вашингтоне даже зазвучали призывы признать КСИР террористической организацией, однако, по мнению многих источников, от этой идеи пока было решено отказаться, чтобы не усложнять и без того непростую ситуацию на Ближнем Востоке. При этом в администрации Трампа предостерегли Тегеран от повторных испытаний, которые “противоречат духу” ядерного соглашения, хотя и не нарушают его напрямую.
Смягчение позиций Трампа и Нетаньяху частично объясняется давлением со стороны других подписантов соглашения, многие из которых после снятия санкций уже начали открывать в Иране филиалы своих компаний. Ранее в Кремле выразили несогласие с обвинениями Ирана в поддержке терроризма. Кроме того, заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков призвал США “не пытаться починить то, что не сломано”.
По мнению наблюдателей, США до поры до времени не будут предпринимать резких шагов по разрыву ядерного соглашения, однако постараются максимально ужесточить режим его соблюдения, что подтверждается сообщением Дональда Трампа, которое он опубликовал в своём “Твиттере”.
“Иран играет с огнём, — написал Трамп после запуска баллистической ракеты. – Они не ценят, как “добр” был к ним президент Обама. Не я!”