Президент Германии признал, что ему стыдно за то, что Берлину понадобились десятилетия, чтобы договориться о компенсации членам семей израильтян, погибших в Мюнхене в 1972 году
Президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер признал, что ему стыдно за десятилетия, которые потребовались Берлину для согласования компенсации семьям израильтян, погибших в результате теракта на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 году, заявив, что Германия слишком долго избегала ответственности за резню, сообщает AFP.
«То, что для достижения этого соглашения потребовалось 50 лет, действительно позорно», — заявил Штайнмайер, стоя рядом со своим израильским коллегой Ицхаком Герцогом, с которым он 5 сентября будет присутствовать на церемонии поминовения в Мюнхене. Ссора из-за финансового предложения, ранее сделанного Берлином родственникам жертв, грозила сорвать церемонию, поскольку семьи изначально планировали бойкот. Но 31 августа было достигнуто соглашение, предусматривающее компенсацию в размере 28 миллионов долларов (94,4 миллиона шекелей).
Кроме того, немецкое государство впервые признает свою «ответственность» за ошибки, приведшие к бойне. В речи на государственном банкете в честь Герцога Штайнмайер признал, что «наша ответственность как немцев включает в себя проливание света на многие оставшиеся без ответа вопросы, слепые пятна нападения в Мюнхене, а также слепые пятна в нашем поведении после нападения». «Слишком долго мы не хотели признавать боль семей погибших. И слишком долго мы не хотели признавать, что нам тоже пришлось взять на себя часть ответственности: наша работа заключалась в обеспечении безопасности израильских спортсменов», — заявил он. Отметив, что некоторые члены команды Израиля пережила Холокост.
5 сентября 1972 года восемь боевиков палестинской террористической группировки «Черный сентябрь» ворвались в помещения израильской команды в Олимпийской деревне, застрелив двоих и взяв в заложники девять израильтян. Полиция Западной Германии ответила неудачной спасательной операцией, в ходе которой были убиты все девять заложников, а также пятеро из восьми захватчиков и полицейский. Игры должны были продемонстрировать миру новую Германию через 27 лет после Холокоста, но вместо этого привели к глубокому расколу с Израилем. Герцог подчеркнул боль, с которой сталкиваются родственники погибших, сказав, что они просто «упирались в стену» всякий раз, когда пытались поднять этот вопрос с Германией или даже с Международным олимпийским комитетом. «Я думаю, что здесь имело место трагическое запрещение», — заявил он, отметив целый ряд «бесчеловечных и непостижимых» недостатков, таких как «тот факт, что заложников вели на бойню, а Игры продолжались».
После первоначальной приостановки соревнований тогдашний президент МОК Эйвери Брандейдж заявил, что «Игры должны продолжаться». Сорок лет спустя МОК подвергся критике за отказ почтить минутой молчания жертв во время открытия Олимпийских игр в Лондоне. В том же году Израиль обнародовал 45 официальных документов об убийствах, в том числе специально рассекреченные материалы, в которых подвергалась резкой критике деятельность немецких служб безопасности. В отчеты включен официальный доклад бывшего главы израильской разведки Цви Замира, который рассказал, что немецкая полиция «не предприняла даже минимальных усилий для спасения человеческих жизней».
Родственники жертв на протяжении многих лет боролись за получение официальных извинений от Германии, доступ к официальным документам и соответствующую компенсацию сверх первоначальной суммы в 4,5 миллиона евро. Еще две недели назад родственники погибших заявили, что им предложили 10 миллионов евро — с учетом уже выданных 4,5 миллиона евро. «Я вернулась домой с гробом после резни», — заявила AFP Анки Спитцер, чей муж Андре Спитцер был убит при захвате заложников. «Вы не представляете, через что мы прошли за последние 50 лет».
Герцог выразил надежду, что соглашение приведет «этот болезненный эпизод к исцелению». «Я надеюсь, что отныне мы будем продолжать помнить, ссылаться и, самое главное, апеллировать к урокам этой трагедии, в том числе важности борьбы с терроризмом для будущих поколений», — заявил президент Израиля. Штайнмайер заметил, что расскажет о некоторых недостатках Германии во время своей речи на церемонии 5 сентября. «Я расскажу о… некоторых неверных суждениях, неправильном поведении и некоторых ошибках, допущенных во время Игр в Мюнхене», — заявил он.
6 сентября Герцог также выступит перед Бундестагом и посетит нацистский концлагерь Берген-Бельзен, среди освободителей которого в 1945 году был его покойный отец и бывший президент Израиля Хаим Герцог. Он также встретится с канцлером Германии Олафом Шольцем через месяц после того, как президент Палестинской автономии Махмуд Аббас вызвал возмущение во время официального визита в Германию, заявив на пресс-конференции в Берлине вместе с Шольцем, что палестинцы пострадали от «50 холокостов». На церемонии в берлинской синагоге вечером 4 сентября, посвященной 25-летию организации «Друзья Яд Вашем в Германии», Шольц упомянул о скандале из-за заявления Аббаса, предварительно назвав эти комментарии возмутительными. «Мы не потерпим антисемитизма в Германии, в том числе релятивизации Холокоста», — заявил он.