Познакомьтесь с единственным человеком в мире, который может прикоснуться к Свиткам Мертвого моря
Мало кто знает имя Тани Битлер, 63-летнего реставратора Израильского управления древностей (IAA), которая переехала в Израиль из России в начале 1990-х годов. Однако ее руки известны СМИ во всем мире по уникальной причине: в настоящее время она является единственным человеком в мире, который может касаться легендарных свитков Мертвого моря, а ее пальцы, изящно держащие или указывающие на фрагмент, регулярно появляются на фотографиях, распространяемых среди общественности, когда появляются новые находки.
С момента их открытия в 1940-х и 1950-х годах свитки, включающие около 25000 фрагментов, были предметом восхищения для тысяч ученых и миллионов людей в Израиле и во всем мире. Скрытые в пещерах Иудейской пустыни на протяжении более 2000 лет, артефакты включают некоторые из самых древних рукописей Библии, а также другие религиозные тексты, которые не были включены в религиозный канон. IAA — это организация, которая была назначена ответственной за них от имени государства Израиль. Однако на протяжении десятилетий свитки все больше приходили в негодность: различные климатические условия их нового иерусалимского дома и череда добросовестных, но плохо выполненных попыток ученых и реставраторов сохранить их, причинили очень серьезный ущерб.
В 1991 году IAA начала заниматься вопросом сохранения свитков Мертвого моря, в результате чего было создано подразделение и лаборатория, занимающаяся их сохранностью. Как рассказала «The Jerusalem Post» Битлер, она была одним из четырех человек, нанятых для работы в качестве реставратора в проекте 1992 года, благодаря своему опыту работы в области истории и археологии, а также ученой степени в этой области и десяти годам работы куратором Архитектурно-этнографического музея «Хохловка» в Перми. «Мы начали нашу работу с просмотра материалов, ознакомления с нашей коллекцией», – пояснила она. «Более того, мы начали проводить тесты на современных пергаментах, чтобы понять, что мы можем сделать, чтобы защитить свитки, а также изучали проблему теоретическим путем. Наконец, мы пригласили экспертов из Института сохранения предметов искусства Гетти в Лос-Анджелесе, которые были первыми специалистами, разработавшими способы по консервации для этого типа материала, наняв биологов, химиков и других специалистов. Они пришли в нашу лабораторию, чтобы изучить проблемы и разработать методику для работы с ними».
Первой целью инициативы IAA было не исследование, а сохранение. В предыдущие десятилетия фрагменты свитков, которые считались подходящими друг к другу, были прикреплены скотчем, другие формы клея также использовались на рукописях. Реставраторы считали, что лучший способ защитить артефакты – поместить их между двумя стеклянными пластинами, давление которых заставляло пергаменты темнеть, а их края желатинизироваться.
После того, как первые годы были посвящены изучению, Битлер и другие реставраторы начали деликатно обрабатывать свитки, вынимая их из стеклянных пластин и удаляя клей и скотч. «Это очень медленный и длительный процесс, в том числе потому, что свитки требуют постоянного контроля и обслуживания. Мы смогли обработать около половины нашей коллекции», – сказала она «Post». Принцип работы лаборатории заключается в том, чтобы проводить только те вмешательства, которые не смогут нанести дополнительного ущерба, и которые могут быть обращены, если в будущем появятся новые технологические разработки, которые смогут помочь сохранять свитки более эффективным образом. Кроме того, чтобы избежать вреда от неопытных рук, хранители в Отделе свитков Мертвого моря IAA, который в настоящее время находится в кампусе Израильского музея, являются единственными людьми, уполномоченными прикасаться к ним и работать с ними.
Тем временем были предприняты и новые проекты. Среди прочего, за последние десять лет была предпринята крупная инициатива по оцифровке с использованием мультиспектральных изображений высокого разрешения. Все фрагменты должны были быть извлечены из хранилища, где они обычно содержатся, и вручную помещены в специальное оборудование, чтобы сфотографировать их с максимально возможным разрешением и на различных длинах волн – задача, которая требовала рук Битлер и ее коллег. Более того, многие новые направления исследований свитков постепенно открылись через пересечение археологии и естествознания. Например, группа исследователей проанализировала ДНК шкур животных, используемых для производства пергаментов некоторых свитков, в рамках многолетней инициативы, первые результаты которой были обнародованы в начале этого месяца.
Еще раз напомним, что эксперты, которые позаботились о том, чтобы собрать фактический материал из свитков для вовлеченных ученых, были реставраторами IAA. Даже когда некоторые свитки передаются музеям по всему миру, реставраторы — это те, кто заботится обо всех аспектах процесса их подготовки. Никто больше не прикасается к артефактам. Однако за последние несколько месяцев три реставратора, которые более четверти века занимались этими деликатными делами, ушли на пенсию, оставив Битлер единственной, оставшейся в подразделении, по крайней мере, на время. Новые реставраторы в настоящее время проходят обучение, но эксперт пояснила «Post», что им потребуется не менее двух лет напряженной работы, чтобы они получили достаточно опыта в некоторых аспектах этой деятельности, и пять лет, чтобы быть полностью готовыми взять на себя эту работу. «А пока у меня впереди еще несколько лет работы», – сказала она.
Даже спустя 28 лет Битлер подчеркивает, что работа со свитками для нее все еще кажется особенной. «Конечно, я все еще взволнована. Я очень рада работать в лаборатории и чувствую огромную ответственность», – заключила она. «Каждый фрагмент отличается от другого, каждый имеет разные характеристики и страдает от разных проблем. Работа с каждым из них всегда является уникальной».