Утерянную в прошлом музыку узников нацизма можно будет услышать на концерте в Иерусалиме
Поиск музыки, написанной жертвами нацистских концлагерей, который на протяжении почти 30 лет велся итальянским музыкантом, в апреле даст свои плоды в виде первого оркестрового исполнения многих обнаруженных произведений.
Франческо Лоторо, преподаватель, композитор и пианист, обнаружил тысячи песен, симфоний и даже опер, составленных в нацистских концлагерях, лагерях принудительного труда и лагерях военнопленных в Германии и других местах до и во время Второй мировой войны. Поиск утерянной музыки Лоторо включал в себя прочесывание книжных магазинов и архивов, а также интервью с пережившими Холокост.
Он собрал около 8000 музыкальных произведений, написанных на клочках чистой бумаги, туалетной бумаги и газет, выходивших в союзных странах, а также лагере Оси. Часть произведений будет исполнена в первый раз. Ее можно будет услышать на концерте ашдодского Израильского симфонического оркестра в Иерусалиме на мероприятии, посвященном 70-летию со дня основания государства Израиль.
Среди произведений, которые впервые будут исполняться, – песня, написанная еврейским музыкантом, автором и поэтом Илзе Вебер, которая работала медсестрой в больнице концентрационного лагеря Терезиенштадт и преподавала некоторые из своих сочинений детям. Когда муж Вебер, Вилли, был депортирован в Аушвиц в 1944 году, она также добровольно отправилась с ним, вместе с их маленьким сыном, Томми. Вся семья была отравлена газом. Хотя ни одна из песен, написанных Вебер в лагере, не была записана, одну из них им полнила Авива Бар-Он, девочка, с которой она общалась в Терезиенштадте, – и Бар-Он будет петь ее впервые со времен войны.
Среди других произведений, которые будут исполнены, «Татата» Вилли Розена и Максима Эрлиха, которые до их депортации из Вестерборка в Аушвиц сумели вывезти папку своих рукописей из лагеря. Розен, немецко-еврейский композитор, автор песен и исполнитель в кабаре, был убит в Аушвице в сентябре 1944 года. Эрлих был известным киноактером, сценаристом и режиссером, который, как и Розен, был выдающейся фигурой в 1930-х годах.
Папка, содержащая их музыку, была обнаружена спустя несколько десятилетий на заброшенном чердаке в Нидерландах. Цель концерта в апреле – подчеркнуть важность музыки, как формы самовыражения, которое продолжалось, несмотря на условия гетто и лагерей военного времени – феномен, отмеченный исследователями в музее памяти жертв Холокоста “Яд Вашем”.
Описывая проект, Лоторо сказал: «Музыкальные произведения из концентрационных лагерей — это всемирное наследие, наследие тех музыкантов, которые несмотря на потерю свободы в самых невообразимых обстоятельствах, продолжали заниматься музыкой. Мы стремимся этим концертом воссоздать жизнь и восстановить достоинство этих артистов». Он описал, как он узнал о воспоминаниях Бар-Он о музыке Вебер. «Я слышал, что была выжившая из Терезиенштадта, которая сказала, что она помнит песню Вебер. Когда я пришел к ней, я обнаружил, что она помнит не одну, а три мелодии Вебер и сохранила их». Это был не единственный пример выжившего, который помнил мелодии в течение десятилетий.
«Некоторые мелодии никогда не записывались. Они сохранялись в памяти, которая исчезает по мере того, как выжившие умирают. Каждый месяц или около того я слышу, как умирает кто-то из моих друзей». Майкл Синклер из Еврейского национального фонда Великобритании, который поддерживает эту работу, сказал: «С ростом глобального антисемитизма концерт является своевременным и мощным напоминанием о необходимости борьбы с ненавистью и дискриминацией во всех ее формах и непрекращавшемся сопротивлении и надежде еврейского народа».