Новости

После двух лет тупиковой ситуации Ливан пытается подступиться к разоружению «Хезболлы»

11 марта, 09:00 Ливан, Хезболла
Поделиться

После избрания президента и формирования правительства после двух лет политического тупика политический класс Ливана сталкивается с самой большой проблемой: разоружением «Хезболлы», пишет журналист «The Media Line» Тейлор Томас. Шиитская террористическая группировка серьезно пострадала в ходе 14-месячного конфликта с Израилем.

Жестокость бомбардировок прошлой осенью уничтожила большую часть политического и военного руководства группировки, в том числе ее лидера в последние 32 года Хасана Насраллу и его предполагаемого преемника на той же неделе. Однако ее политическое крыло продолжает мобилизовать большую часть шиитской общины и является заметной политической силой, которая не желает отказываться от гегемонии, которую дает ей ее оружие.

««Хезболла» проиграла войну, и так называемое соглашение о прекращении огня, навязанное Ливану, на самом деле было соглашением о капитуляции, которое мы видим каждый день», — заявил ливанский политический эксперт Абдаллах Хури. С тех пор как перемирие вступило в силу в конце ноября, израильские военные продолжали атаковать Ливан, почти не встречая упреков со стороны возглавляемого США комитета по наблюдению за прекращением огня. «Во всех смыслах это поражение для «Хезболлы» и, конечно, это также поражение с точки зрения ливанского суверенитета», — заметил он.

Несмотря на эту трагическую реальность, не все видят ее одинаково. «Различные политические лагеря в Ливане пытаются объяснить войну так, как это лучше всего соответствует их политической позиции: неудивительно, что «Хезболла» указала на достижения, которые показывают ее победу в войне против Израиля, и неудивительно, что ее противники указывают на ее поражения, чтобы показать, что «Хезболла» проиграла войну», — заявил аналитик по Ливану Ноа Джонсон.

Более чем через три месяца после последней войны израильские солдаты все еще присутствуют в пяти стратегических точках на границе между двумя странами, что является явным нарушением прекращения огня. «Хезболла», единственная группировка, которая не сложила оружие в конце гражданской войны (1975-1990), как никогда близка к этому.

«Возможно все», — заметил Джонсон. «Было, конечно, трудно даже представить себе разговор о разоружении «Хезболлы» даже шесть месяцев назад, что показывает, насколько значимыми были эти изменения на протяжении всей войны», — добавил он. Группировка находится в ослабленном состоянии после того, как Израиль уничтожил большую часть его военного арсенала, ликвидировал тысячи боевиков и серьезно ранил многих других.

Вот почему многие в Ливане, особенно ее недоброжелатели, считают, что сейчас самое время воспользоваться моментом и начать разоружение. Однако у них мало времени, чтобы добиться этого, поскольку через 14 месяцев в стране снова пройдут выборы.

Политический источник, близкий к уходящему премьер-министру Наджибу Микати, который занял умеренную позицию по отношению к «Хезболле», заявил, что ни одна из политических партий не примет возвращения военного потенциала группировки после войны». Однако хрупкий межконфессиональный баланс, лежащий в основе политической системы Ливана, требует осторожности.

«Хотя «Хезболла» в конечном итоге должна разоружиться, она должна делать это постепенно, потому что в противном случае может возникнуть высокий риск насильственного ответа с ее стороны или политического паралича государства, когда «Хезболла» и ее союзники найдут способы блокировать политическую деятельность», — предупредил Джонсон.

«Если правительство не предпримет быстрых шагов по разоружению, этот импульс может ускользнуть, региональный баланс может измениться после того, как падение Башара Асада, ее главного союзника в Сирии, серьезно повлияло на группировку, и «Хезболла» может стать сильнее на внутренней сцене», — подчеркнул он.

Один из вариантов передачи — отдать его слабой и недостаточно финансируемой ливанской армии. Военные должны занять позиции на юге страны, где «Хезболла» безраздельно правила еще несколько месяцев назад.

Однако среди солдат много шиитов, общины, которую представляет «Хезболла». Возможность прямой конфронтации с группировкой может побудить многих из них дезертировать, проложив путь к гражданскому конфликту.

Для Хури такой сценарий маловероятен. «Я не считаю вероятным, что мы ввяжемся в военные действия армии против «Хезболлы»», — сказал он. «Мы постараемся двигаться вперед к решению на основе консенсуса. Ливан не собирается ввязываться в гражданскую войну только потому, что международное сообщество, американцы или израильтяне хотят, чтобы «Хезболла» ослабла», — добавил эксперт, призвав к «терпению».

«Международное сообщество должно избегать вмешательства или вмешательства в то, как ливанцы должны заниматься разоружением «Хезболлы» и ее политической ролью», — согласился Джонсон. «Это вопросы, которые влияют на повседневную жизнь ливанцев; поэтому только ливанцы должны решать будущее Ливана».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции