Новости

Подобно гражданам демократических стран по всему миру, израильтяне теряют доверие к своим государственным институтам

1 января 2019, 11:00 ЦАХАЛ
Поделиться

В недавнем опросе, проведенном Израильским Институтом демократии, не более 31 процента населения доверяют правительству или законодательной власти, и только 16 процентов доверяют политическим партиям.

Однако один институт продолжает пользоваться почти всеобщим одобрением: армия. Почти 90 процентов израильских евреев заявляют, что доверяют ЦАХАЛу, рейтинг одобрения, отражающий центральное место военной службы в стране, где призыв на военную службу является обязательным. Авторитет армии в стране не был подорван даже после серии репортажей, в которых утверждалось, что военное ведомство дезинформировало общественность по целому ряду вопросов.

Ранее в этом месяце бывший министр обороны Моше Яалон признал, что политические и военные лидеры страны держали жителей северной границы Израиля в неведении относительно наличия туннелей «Хезболлы», предназначенных для атаки, в течение многих лет сообщая им, что ливанская террористическая организация не роет туннели под границей, несмотря на то, что знали о том, что ситуация является обратной. Несколько дней спустя местная правозащитная организация «Бецелем» выпустила видеозапись, на которой видно, как Мухаммед Хабали, инвалид, проживающий в городе Тулькарм на Западном берегу, был застрелен в затылок, когда он находился возле местного ресторана. Армия утверждала, что они подавляют бунт; кадры свидетельствовали об обратном.

В других демократиях такие инциденты могут привести к общественному протесту или, по крайней мере, к серии ярких сообщений в СМИ и призывам к проверкам. Тем не менее, приглушенная реакция на оба инцидента в данном случае наводит на мысль о том, что еврейские СМИ чрезмерно почтительны в освещении своей армии, сообщая заявления, сделанные пресс-секретарем, как факты, а не утверждения. Один из журналистов сказал, что отчасти проблема заключается в том, что немалое количество местных журналистов сделали первые шаги в карьере, работая на Армейском радио или в офисе пресс-секретаря. «Я думаю, что израильские средства массовой информации в целом являются очень популярными средствами массовой информации», – сказал журналист Орен Персико The Seventh Eye, местному изданию, которое освещает проблемы СМИ. Он процитировал работу Саги Эльбаза, медиа-исследователя, который написал книгу, показывающую, что местные журналисты склонны воспринимать точность правительственных заявлений «как должное». «Это невысказанное состояние мысли, что если государство объявило об этом, это, вероятно, правда, если кто-то еще не говорит что-то еще, и вы должны проверить», – сказал Персико JTA.

Яалон, который ранее занимал должность начальника штаба ЦАХАЛа, признал, что хитрость по поводу туннелей «Хезболлы» имела место, во время интервью Армейскому радио после начала операции по обнаружению туннелей. «Мы сделали это, чтобы ввести в заблуждение другую сторону», – сказал он, объяснив, что его предыдущие комментарии, отрицавшие существование туннелей, были сделаны «для того, чтобы сохранить безопасность государства». И хотя представитель ЦАХАЛа сказал JTA, что «ни в одном из мест, где израильские гражданские жители жаловались на то, что слышали, как они копают, не было обнаружено ни одного туннеля», Яалон был куда менее конкретен, когда в 2016 году он сказал группе студентов, что «мы не открыли ни одного туннеля», несмотря на то, что знал об операции «Хезболлы».

По словам «Бецелем», армия также ввела общественность в заблуждение по поводу инцидента со стрельбой в Тулькарме. «Когда данные об этом инциденте были обнародованы, военные ответили, заявив, что в регионе возникло «насильственное нарушение мира», что «десятки палестинцев бросали камни», – сказал представитель «Бецелем» в заявлении. «Видеоматериалы и показания очевидцев, собранные «Бецелем» у людей, которые находились недалеко от Хабали, не показывают абсолютно никаких признаков каких-либо «беспорядков», забрасывания камнями или применения мер по контролю толпы». На следующей после этого неделе «Бецелем» обвинил ЦАХАЛ в том, что он «манипулирует правдой» в своих отчетах о гибели двух палестинских подростков, убитых в северной части Газы израильским снарядом. Израиль утверждал, что они были случайно убиты взрывчаткой, использовавшейся как «предупреждение», чтобы сообщить жителям, что их здание должно было быть снесено.

В видео, размещенном на YouTube, «Бецелем» и британская организация Forensic Architecture утверждают, что ЦАХАЛ намеренно скрыл видеозапись, показывающую, что широко рекламируемый метод предупреждения гражданских лиц в Израиле был не так безопасен, как считают многие. «Когда появляются подобные сообщения, они, как правило, ставят под сомнение доверие к представителю пресс-службы ЦАХАЛа», – сказала высокопоставленный иностранный корреспондент, пожелавшая сохранить анонимность. Она констатировала, что контингент крупных иностранных СМИ часто освещает события более критично, чем местная печать.

«Я думаю, что ЦАХАЛ пользуется большим доверием», – сказал британский журналист Дэвид Патрикаракос, который в своем бестселлере «Война в 140 характерах» рассказал о представителях различных армейских подразделений. Однако он предупредил, что армия «вероятно, лучший бренд в Израиль, на международном уровне, в большей части мира, она чрезвычайно испорчена». Неправительственные организации, такие как «Бецелем», оказывают значительное влияние на то, как внешний мир воспринимает израильские вооруженные силы, которые он считает не совсем честными при признании своих неудач. «Когда обнаруживаются нарушения прав человека, пресс-секретарь ЦАХАЛа, как правило, немедленно реагирует, не обосновывая претензии и не проводя тщательных исследований», – заявил JTA пресс-секретарь «Бецелем» Амит Гилутц. «Таким образом, он снова и снова меняет свои версии, после того как его поймали на том, что он отправлял в СМИ недостоверную информацию. Все это предсказуемо, так как пресс-секретарь де-факто действует как PR-агентство для военных.

Что удивительно, так это то, как легко средства массовой информации продолжают публиковать заявления военных без каких-либо оговорок несмотря на то, что такие утверждения снова и снова оказываются ошибочными, вводящими в заблуждение или неточными». «Доверие израильских журналистов к политикам и высокопоставленным офицерам ЦАХАЛа было абсолютным на протяжении многих лет», – сказал Эльбаз JTA, обвинив местные СМИ в игнорировании «существенных и важных вопросов, таких как, готова ли армия к войне или достаточно ли хорошо защищен тыловой фронт от ракетных ударов».

Однако такие журналисты, как военный корреспондент газеты «Times of Israel» Иуда Ари Гросс, говорят, что они не настолько легковерны и почтительны. Гросс говорит, что он никогда не забывает, что ЦАХАЛ рассматривает офис своего пресс-секретаря как военную часть и что он «используется как таковой военными для формирования общественного мнения». «Как журналист и гражданин, я думаю, что армия должна быть настолько открытой и прозрачной, насколько это возможно, но я признаю, что это военная часть, является частью государства и поэтому будет работать в интересах государства», – сказал Гросс.

В одном из интервью отставной пресс-секретарь ЦАХАЛа подполковник Питер Лернер сказал, что его главным соображением всегда было доверие к подразделению и что он «был сосредоточен на способности предоставлять реальную информацию в режиме реального времени». Ахиллесовой пятой подразделения, пояснил он, была необходимость представлять «подтвержденную и проверенную информацию» в режиме реального времени, но он «никогда не получал указаний, сообщать недостоверную информацию». Учитывая, что представитель ЦАХАЛа зависит от информации, полученной от командиров на местах, иногда его офис мог публиковать неверную информацию, сказал он. Лернер вспомнил инцидент, в котором пограничная полиция застрелила двух палестинцев, а в докладе о последующих действиях говорилось, что они использовали только резиновые пули, что привело к неверному первоначальному заявлению. Однако он настаивал на том, что такие инциденты являются «редкими» и представляют собой «исключение, подтверждающее правило». Я думаю, что в целом разъяснение того, что происходит на месте, очень точное».

На вопрос, считает ли ЦАХАЛ дезинформацию оправданной тактикой безопасности, нынешний пресс-секретарь подполковник Йонатан Конрикус сказал, что его подразделение «не проводит психологические операции, информационные операции или что-либо еще, что не является просто PR». Конрикус сказал, что «Единственное ограничение, которое у нас есть, — это ограничения в рамках оперативной безопасности, которые не всегда позволяют нам постоянно делиться всей информацией». Отвечая на вопрос об инциденте в Тулькарме, он ответил, что ЦАХАЛ выдает информацию, «которую мы считаем правдивой и правильной на момент ее публикации». Конрикус признал, что первое заявление о стрельбе не было точным представлением событий. «Впоследствии выяснилось, что оно оказалось неполным, и для тех, кто спросил об этом, мы добавили информацию и сказали, что ЦАХАЛ расследуют инцидент», – пояснил он. «Как только мы получим информацию, мы готовим ее к публикации, а в случае с Тулькармом, мы изучили этот вопрос и предоставили больше информации». В офисе не было никакой информации, указывающей на то, что его первое заявление было неверным до того, как его проинформировали о видео «Бецелема», добавил он: «Конечно, нет».

Обращаясь к утверждению «Бецелема» о том, что ЦАХАЛ избирательно публикует видео, Конрикус заявил, что любые утверждения о том, что ЦАХАЛ был вовлечен в преднамеренную дезинформацию, были «абсолютно необоснованными и категорически ложными». Однако, по словам критиков, независимо от уровня доверия к армии, местные журналисты должны научиться больше сомневаться. «Добровольный отказ от сбалансированных и нейтральных стандартов журналистики выделяется во времена чрезвычайных ситуаций и угроз национальной безопасности», – сказал Эльбаз. «Журналисты предпочитают придерживаться национальной идентичности и патриотических эмоций, размывая принадлежность к профессии журналиста».

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции