Почему эти голландские христиане празднуют Суккот?
С внешней стороны массивное здание, известное под названием «Ковчег» в голландском городе Хендрик-Идо-Амбахт, похоже на типичную реформистскую синагогу. В еврейский месяц Тишрей древняя оливковая роща, расположенная во дворе этого большого культового здания, перекрывается тростниковой суккой, церемониальной хижиной, в которой евреи едят в течение одной недели каждый год на празднике Суккот в память о бездомности евреев после того, как они были освобождены от рабства в Египте.
Привлекательная для молодых прихожан «Ковчега», сукка стоит напротив просторного и современного здания, обслуживающего их общину относительно прогрессивных верующих. Но «Ковчег» не синагога. Это популярная протестантская церковь с гигантским освещенным крестом, прикрепленным к стене за кафедрой пастора. Расположенная в 40 милях к югу от Амстердама в так называемом «Библейском поясе Голландии», община «Ковчег» из 1500 членов празднует Суккот, который в этом году начинается 23 сентября. Церковь присоединилась к растущему числу протестантских церквей в Голландии, где Суккот, или Праздник кущей, отмечается в последние годы христианами, которые обращаются к богословскому и экологическому значению еврейского праздника.
«Суккот, праздник урожая, глубоко связан с землей и небесами», – сказал Пит ван Вельдхуизен, давний энтузиаст походов и выживальщик, который более десяти лет служит пастором «Ковчега». «Меня всегда сбивало с толку, что этот праздник не имел никакого отношения к христианству, потому что, особенно сегодня, с повышением осведомленности об окружающей среде, у него так много духовного потенциала». Его связь с Суккотом непосредственна и интуитивна, сказал ван Вельдхуизен, поскольку в качестве пастора часть его «миссии заключается в том, чтобы подчеркнуть единство между человеком и окружающей средой». 58-летний ван Вельдхуизен вырос в благочестивой протестантской семье в Роттердаме, одной из многих таких семей в Голландии, где еврейская Библия имеет равное положение с Новым Заветом. «Поскольку Суккот является частью Библии, это тоже часть моей веры», – сказал он, добавив, что он не принял бы для своего прихода иностранный религиозный обычай, независимо от того, насколько он прекрасен или привлекателен.
В то время как некоторые христиане во всем мире в течение многих лет празднуют праздник кущей – в Соединенных Штатах и Бразилии тысячи евангельских христиан путешествуют в Иерусалим на праздник — он особенно популярен здесь из-за господствующего статуса протестантского христианства в Нидерландах. Кроме того, открытость к еврейским традициям высока в Нидерландах из-за относительно низкой распространенности антисемитизма в голландском обществе. По опросам Антидиффамационной Лиги, проведенным в 2014 и 2015 годах, Голландия стала второй наименее антисемитской нации в Европе, только 5 процентов населения Нидерландов демонстрировали антиеврейские настроения в более раннем опросе и 11 процентов в позднем.
По какой-то причине голландские христиане начали праздновать Суккот только в последнее десятилетие? Этот феномен впервые был отображен в голландских СМИ в 2015 году, когда ежедневная протестантская газета Reformatorisch Dagblad опубликовала статью, в которой освещается растущая популярность обычая. По неофициальным данным, сегодня Суккот празднуют тысячи верующих в нескольких христианских общинах Голландии, в то время как 20 лет назад этот обычай был неслыханным. Один из первых приходов, начавших праздновать Суккот, находится в пригороде Гааги Пейнаккер, он начал праздновать Суккот семь лет назад. Этот приход также помог ван Вельдхуизену создать сукку по галахе, раввинскому еврейскому религиозному кодексу. Но ван Вельдхуизен сказал, что его общине «не стоит праздновать Суккот как евреям». Это означает, что в сукке можно преломить хлеб в первый день праздника, но не во время остальной части недельного праздника иудаизма.
Ван Вельдхуизен сказал, что он рассматривал возможность покупки лулава, ветви финиковой пальмы, которая является частью четырех растений – наряду с этрогом, ивой и миртовыми листьями – используемых в церемониальных целях евреями на Суккот. «Но это было бы только для того, чтобы показать общине, мы бы не использовали его», – сказал он. «Речь идет о признании наших общих черт с иудаизмом, а не об их присвоении».
Осознание и даже празднование общности с еврейскими праздниками не является чем-то новым среди голландских христиан. «Христианские общины сосредоточились на Песахе, который стал Пасхо, а Шавуот стал Пятидесятницей», – сказал ван Вельдхуизен JTA 18 сентября в своей церковной сукке. Суккот и два других еврейских праздника, которые назвал Ван Вельдхуизен, — это регалим – три крупных еврейских праздника, в ходе которых евреям предписывалось совершить паломничество в храм в Иерусалиме. Но христианство веками игнорировало Суккот, который также известен как еврейский праздник урожая. Для Ван Вельдхуизена эта незаинтересованность связана с видением в раннем христианстве жизни на Земле как простой подготовкой к загробной жизни. Суккот с его сельскохозяйственными корнями подчеркивает, как человечество использует окружающую среду для своих нужд. «Тот факт, что туристические походы стали популярными в Нидерландах только в 1960-х и 1970-х годах, является еще одним фактором, формирующим открытость для этого опыта», – сказал ван Вельдхуизен.
Но некоторые христиане – в том числе консерваторы и евреи в общине ван Вельдхуизена, чувствуют себя неуютно с новой тенденцией празднования Суккота. В колонке 2015 года, опубликованной в Nederlands Dagblad, известный ученый христианский богослов Роб ван Хоулинген говорил о феномене как по своей сути ошибочном. «Так же, как я не обрезаю себя или отказываюсь есть свинину, я не строю сукку», – писал он в ответ на сообщения о тенденции христиан праздновать Суккот. Главный раввин Голландии Биньомин Якобс не проявляет большого энтузиазма по поводу этого явления. «Если христиане хотят отпраздновать Суккот, потому что они чувствуют, что это часть их веры, прекрасно. Я, конечно, ничего не скажу», – отметил он. Но в некоторых случаях это может привести к размыванию линии между иудаизмом и христианством, добавил он. «Этого я не могу принять».
Якобс сослался на ежегодную постройку сукки в течение последних двух десятилетий голландской организацией Moadim для людей, которых они называют мессианскими евреями, и которые верят в Иисуса. Она расположена в кемпинге в восточных Нидерландах, и рекламируется как традиционная еврейская праздничная деятельность. Движение мессианских евреев или евреев для Иисуса, как их иногда называют, глубоко возмущает многих евреев, которые считают его христианским миссионерством, вводящим в заблуждение. (Ван Вельдхуизен не идентифицирует себя с мессианскими евреями.) «Вот тогда линия начинает размываться», – сказал раввин. В конце концов, заключил Якобс: «Еврей — это еврей. а христианин — это христианин».