По данным опрос израильтяне-евреи правых взглядов теперь реже видят общее будущее с арабами
Израильтяне-евреи правых взглядов за последний год стали значительно более пессимистичны в отношении потенциала общего будущего с израильскими арабами, в то время как их либеральные коллеги стали более оптимистичны. По данным нового опрос, опубликованным 2 мая, почти девять из 10 из них заявили, что верят в такой исход, пишет журналист «The Times of Israel» Иуда Ари Гросс.
Аналитический центр Института еврейской народной политики опубликовал свой ежегодный Индекс плюрализма в преддверии Дня независимости Израиля, обнаруживая глубокие и углубляющиеся разногласия между различными сегментами израильского общества — светским, национально-религиозным, ультраортодоксальным и арабским. Большинство вопросов, заданных социологами, касались партийной и религиозной принадлежности: правые и соблюдающие израильтяне-евреи, как правило, более негативно относятся к арабам и с большей вероятностью поддерживают отделение от них по сравнению с их более левыми и светскими аналогами. Опрос проводил один из ведущих социологов Израиля Камиль Фукс из Тель-Авивского университета. В нем приняли участие 1100 респондентов – евреев и 200 респондентов – неевреев, что примерно соответствует пропорциям израильского общества. Затем его проанализировали Фукс и научные сотрудники JPPI Шмуэль Рознер и Ной Слепков.
Опрос показал, что израильские арабы теперь гораздо более склонны верить в то, что израильтяне-евреи являются экстремистами, чем четыре года назад, и только 8% заявили, что сегодня «очень мало» израильтян-евреев являются экстремистами, по сравнению с 23%, которые сказали это в 2018 году. «Можно выдвинуть несколько гипотез относительно причин этого изменения, включая резкую риторику четырех избирательных кампаний, реакцию еврейской общественности на беспорядки в мае 2021 года и тот факт, что значительная часть арабской общественности не поддерживает участие арабской партии в правящей коалиции», — пишут авторы опроса.
В дополнение к 11-дневной битве между израильскими военными и террористической группировкой ХАМАС, в Израиле в мае прошлого года также произошли массовые беспорядки и междоусобные столкновения между евреями и арабами, в результате которых погибло множество людей, большинство из которых были евреями. И все же, в то же время, большинство израильских арабов поддерживают проживание в смешанных кварталах с евреями и, как правило, наличие общих общественных пространств, за исключением кладбищ, которые большинство людей в Израиле — евреи и неевреи — хотят сохранить разделенными по вероисповеданию.
Правые израильтяне-евреи теперь с большей вероятностью чем ранее верят, что «многие» израильские арабы являются экстремистами (27% по сравнению с 20% в 2018 году), но левые израильтяне-евреи значительно чаще считают, что «очень немногие» израильские арабы являются экстремистами (19% сегодня против 8% четыре года назад). Авторы доклада предупредили, что эти цифры могут быть неточными, поскольку вопросы были заданы до того, как в конце марта израильские арабы, связанные с террористической группировкой «Исламское государство», совершили ряд нападений, что могло бы изменить взгляды, если бы опрос проводился сейчас.
Опрос показал, что 58% израильтян, включая как евреев, так и неевреев, заявили, что они либо «полностью согласны», либо «вполне согласны» с тем, что у евреев и арабов «общее будущее» в Израиле. Показатель был таким же, как и в прошлый раз. Однако более глубокий анализ взглядов израильтян-евреев показывает заметный сдвиг в зависимости от политической принадлежности.
В 2021 году половина правых израильтян заявили, что верят в перспективу «общего будущего» между евреями и арабами, тогда как в этом году с этой точкой зрения согласились только 28%. Однако это серьезное падение было компенсировано левыми израильтянами: 88% заявили, что верят в возможность общего будущего в этом году, по сравнению с 70%, которые заявили об этом в прошлый раз. Опрос также показал, что чем более религиозным был израильтянин-еврей, тем более вероятно, что он поддерживает вхождение ультраортодоксальных или харедимных партий в правящую коалицию. С этим согласны 32% светских израильтян, 57% «традиционных» израильтян, 78% представителей национально-религиозного сектора и 94% харедим.
Опрос также показал, что с точки зрения поддержки вхождения арабских политических партий в состав правительства, верно обратное: его поддерживают 73% светских израильтян, 45% традиционных, 19% национально-религиозных и 27% ультраортодоксальных. В целом, большинство израильтян — евреев и неевреев — поддерживают сохранение общих общественных мест, за двумя заметными исключениями: кладбища и кварталы. Значительное большинство израильтян как евреев, так и неевреев (72% и 67% соответственно) поддерживают сохранение отдельных кладбища. Проблема смешанных районов равномерно разделяет евреев: примерно одна треть поддерживает районы, с совместным проживанием арабов и евреев, примерно одна треть поддерживает «иногда общие, иногда разделенные» районы и примерно одна треть выступает за отдельные районы для арабов и евреев. Почти три пятых израильских арабов — 59% — поддерживают полностью общие районы, в то время как 21% поддерживают отдельные районы, а остальные поддерживают «иногда отдельные, иногда общие». При этом правые израильтяне-евреи гораздо чаще выступают против совместного проживания с арабами, чем их либеральные коллеги.
Подавляющее большинство левых израильтян (70%) поддерживают наличие районов со смешанным населением по сравнению с 2%, которые поддерживают отдельные районы для евреев и арабов. Между тем, подавляющее большинство правых израильтян, 63%, поддерживают наличие отдельных районов для евреев и арабов, и только 14% поддерживают наличие районов со смешанным населением. Среди центристов треть полностью поддерживает наличие районов со смешанным населением, 19% поддерживают отдельные районы, а остальные сказали, что это должно быть на индивидуальной основе.
Религиозные израильтяне также с большей вероятностью поддерживали сегрегацию среди евреев на основе соблюдения религиозных обрядов. Только половина религиозных израильтян поддерживают, чтобы все воинские части включали в себя как светских, так и религиозных солдат. В то время как треть заявила, что это должно решаться в каждом конкретном случае, а 14% говорят, что все они должны быть разделены по религиозному признаку.
Респондентов также спрашивали о проблеме насилия в общине израильских арабов и о том, кто несет за это ответственность, выявляя резкие разногласия между арабами и евреями по этому вопросу. Большинство израильских арабов обвиняют израильское общество и полицию, в то время как большинство евреев винят арабскую «культуру». Из опрошенных израильтян – неевреев 40% согласились с тем, что насилие в арабской общине было «результатом многолетнего пренебрежения и дискриминации в отношении арабского сектора», а 37% заявили, что это произошло из-за того, что полиция не выполняет свою работу должным образом. 9% обвинили арабскую общину в том, что она не позволяет полиции действовать против насилия, а 14% обвинили в расцвете насилия общинную «культуру». Из опрошенных евреев 37% заявили, что насилие было результатом общинной «культуры», а 35% заявили, что это «результат многих лет пренебрежения и дискриминации в отношении арабского сектора». Остальные разделились между обвинением полиции и обвинением арабской общины в том, что она не позволяет полиции принимать эффективные меры против насилия. Однако ответы евреев сильно разделились по политической принадлежности: почти все респонденты обвинявшие арабскую культуру, называя себя либо правыми, либо центристами. Между тем, 82% левых евреев – израильтян обвинили в расцвете насилия пренебрежение и дискриминацию.