Парламент Швейцарии намерен обсудить вопрос создания независимой комиссии для рассмотрения претензий о реституции предметов искусства изъятых нацистами
Спустя 76 лет после окончания Второй мировой войны Федеральный парламент Швейцарии намерен обсудить вопрос создания независимой комиссии для рассмотрения претензий о возвращении (реституции) предметов искусства и культурных ценностей, похищенных или изъятых в годы нацистского режима, пишут журналистки «SWI swissinfo.ch» Кэтрин Хикли и Хелен Джеймс.
С этой инициативой выступил депутат парламента от Социал-демократической партии Швейцарии Йон Пульт. Эта инициатива стала реакцией на волну критики в адрес выставки шедевров импрессионизма из собрания Эмиля Георга Бюрле, расположенной в новом корпусе Художественного музея Цюриха, открытом в октябре 2021 года. В частности, многие указывают, что, по их мнению, Эмиль Бюрле сколотил свое состояние за счет рабского труда заключенных и продажи вооружений, в том числе и Германии, во время Второй мировой войны. На эти деньги он скупал произведения изобразительного искусства, многие из которых были или реквизированы нацистами, либо спешно и ниже рыночной цены проданы лицами, уезжающими в эмиграцию из Германии 1930-х годов.
В «Фонде Коллекции Бюрле», которому принадлежит около 200 картин, экспонируемых в новом крыле музея, утверждают, что ни одна из них не принадлежит к категории «незаконно изъятые культурные ценности». Критики в свою очередь заявляют, что без проведения независимого исследования провенанса (истории происхождения) картин и без нейтральной комиссии, которая могла бы оценить степень оправданности имеющихся реституционных претензий в отношении «незаконно перемещенных культурных ценностей», рассчитывать на беспристрастное разбирательство не приходится.
«История коллекции Эмиля Бюрле показала, что эта тема куда более серьезная и скандальная, чем можно себе представить. Нам нужны более совершенные механизмы решения данного вопроса», — говорит Й. Пульт. В сопроводительном письме с обоснованием важности и актуальности своей инициативы, он указывал, в частности, что, создав «независимую комиссию, Швейцария внесла бы свой вклад в решение вопросов прав собственности на артефакты, изъятые нацистами, выполнив тем самым свои реституционные обязанности и перевернув эту мрачную страницу истории навсегда». Инициатива, которую он собирается представить в парламенте уже на этой неделе, получила поддержку влиятельной Федерации еврейских общин Швейцарии.
Швейцария, которая до начала и в годы Второй мировой войны была всемирной площадкой по торговле и незаконному обороту похищенных культурных ценностей, входит в число 44 стран, подписавших в 1998 году «Вашингтонские принципы». В соответствии с этими «Принципами», государства-подписанты договорились об оказании помощи музеям в изучении провенанса их коллекций, идентификации предметов искусства, изъятых нацистами, а также в поиске «справедливых и беспристрастных решений» для удовлетворения претензий коллекционеров – евреев и их наследников по поводу культурных ценностей, утраченных или незаконно перемещенных в результате преследований и гонений со стороны нацистского режима. Страны также договорились о создании «альтернативных механизмов разрешения споров по вопросам собственности».
Через 23 года после подписания «Вашингтонских принципов» во Франции, Германии, Австрии, Нидерландах и Великобритании были созданы комиссии для рассмотрения всех реституционных претензий по перемещенным культурным ценностям. В Швейцарии этого не сделано до сих пор. В ноябре 2021 года бывшие члены «Независимой комиссии экспертов «Швейцария — Вторая мировая война», учрежденной в 1996 году под руководством швейцарского историка Жана-Франсуа Бержье для расследования, в том числе, характера финансовых операций, производимых Швейцарией во время Второй мировой войны, охарактеризовали ситуацию с коллекцией Бюрле как «оскорбление» памяти жертв нацизма. И тоже призвали к созданию аналогичной «комиссии по возвращению культурных ценностей».
Й. Пульт говорит, что его инициативу поддерживают фракции шести партий в парламенте, а потому он рассчитывает, что правительство Швейцарии одобрит его предложение. «Моя парламентская инициатива отвечает интересам Швейцарии в контексте внешней политики, поскольку способствует повышению уровня доверия к нашей стране», − подчеркивает он, отмечая, что необходимость такой парламентской инициативы назревала давно, но уж лучше поздно, чем никогда.
Энн Уэббер, сопредседатель лондонской Комиссии по незаконно изъятым произведениям искусства в Европе, говорит, что после подписания «Вашингтонских принципов» швейцарский подход к данной проблеме носил «эпизодический и непоследовательный» характер. Раз за разом Швейцария брала на себя разные обязательства, но при этом их так и не выполняла», — заявляет Энн Уэббер. «Федеральный совет обязуется принимать все решения в этой области на честной и справедливой основе, но механизм реализации таких решений начисто отсутствует». До сих пор позиция правительства Швейцарии сводилась к «отсутствию предпосылок для создания комиссии из-за небольшого числа заявок на предметы возврата незаконно изъятых и перемещенных культурных ценностей».
Бенно Видмер, руководитель Отдела музеев и художественных коллекций Федерального ведомства культуры, заявил в ноябре 2021 года, что, если в связи с увеличением числа спорных дел, возникнет острая потребность в такой независимой комиссии, то вопрос целесообразности создания данной структуры может быть вновь вынесен в повестку дня работы правительства. Сторонники создания такой комиссии указывают на ряд уже поступивших претензий относительно перемещенных предметов искусства, представленных в самых разных учреждениях культуры Швейцарии. Например, Бернский художественный музей принял несколько лет назад в дар богатейшую коллекцию живописных работ из собрания Корнелиуса Гурлитта. Его отец, Хильдебранд Гурлитт, был одним из четырех арт-дилеров, собиравших по всей оккупированной Европе произведения искусства для «Музея Адольфа Гитлера» в Линце. Четырнадцать картин из собрания покойного Гурлитта были официально признаны похищенными и были возвращены наследникам бывших владельцев.
«Такую комиссию следовало бы создать ещё лет 15 назад», — говорит Андреа Раше, независимый консультант, возглавлявший с 1995 по 2006 годы Отдел по юридическим и международным вопросам Федерального ведомства культуры. Он считает, что новая комиссия должна быть «полностью независимой, в ее состав должны входить юристы, специалисты по этике и историки. И в связи с этим следует внимательно изучить опыт таких комиссий, уже созданных в Великобритании и Германии».
В тексте парламентской инициативе Й. Пульта также указано, что в ближайшее время у такой комиссии вполне может появиться много работы. Швейцарские музеи в последнее время начали тщательно проверять также провенанс экспонатов в своих коллекциях колониальной эпохи. Музеи других стран, включая Германию, Великобританию и США, обязались начать возвращать предметы искусства, захваченные, например, британскими войсками во время экспедиции в королевство Бенин в 1897 (территория современной Нигерии). Восемь швейцарских музеев уже объединили свои научно-исследовательские ресурсы, с тем чтобы выяснить происхождение экспонатов из собственных коллекций бенинского искусства. Завершение этого исследовательского проекта запланировано на лето 2022 года.
Основные критические замечания в адрес Швейцарии звучат из-за того, что она до сих пор проводит терминологическое различие между «произведениями, разграбленными нацистами», и теми, что в музеях называют «Fluchtgut» (дословно: «предметы искусства, которые еврейские, но не только, коллекционеры были вынуждены продавать, чтобы на вырученные деньги бежать из нацистской Германии»). Немецкие музеи используют собирательный термин «искусство, незаконно отчуждённое в результате преследований» и рассматривают все такие претензии как потенциальные иски о возвращении имущества, где каждый случай следует рассматривать индивидуально. Однако швейцарские музеи традиционно рассматривали покупку любых артефактов из категории «Fluchtgut» как законную сделку.
Произведения, приобретенные таким способом, необязательно рассматриваются в качестве ценностей, подлежащих возврату. Выступая с новой парламентской инициативой, Й. Пульт предлагает, чтобы новая комиссия больше не проводила такого различия. Конечно, его предложение встретит жесткое противодействие. Кристоф Блохер, сам коллекционер живописи и бывший лидер правой Швейцарской народной партии (SVP), написал в своей статье для еженедельного журнала «Die Weltwoche», что дискуссии вокруг коллекции Бюрле — это не что иное, как симптом «общества с продажной моралью». Призывы к созданию комиссии, по его мнению, — это затея историков и юристов, рассчитывающих на высокие гонорары. «Из-за сопротивления со стороны музеев и частных коллекционеров я просто не ожидаю быстрого развития событий. Музеи будут всеми силами этому противиться», — говорит Олаф Оссманн, швейцарский юрист, специализирующийся на поиске и возвращении законным владельцам похищенных нацистами произведений искусства. И всё же, Энн Уэббер не теряет надежды. «Нужно верить, что история с коллекцией Гурлитта, которую принял в дар бернский музей, и ситуация с коллекцией Бюрле в Цюрихе подвигнут швейцарское правительство на всестороннее изучение проблемы, которая сама по себе никуда не исчезнет», – подчеркивает она.