Новости

Парадокс добра и зла во время Холокоста в фотографиях

21 ноября 2018, 13:00 История, Холокост
Поделиться

С ростом белого национализма, расового насилия и внутреннего терроризма в Соединенных Штатах фотографам все чаще приходилось документировать их жестокие последствия – от снимка Дилана Руфа, который убил девять черных прихожан, когда они молились в церкви Чарлстона, Юная Каролина, в 2015 году, до фотографии временного мемориала перед синагогой в Питтсбурге, где 11 еврейских прихожан были убиты в прошлом месяце признанным белым супрематистом и антисемитом.

Фотографы также фиксировали сопутствующее сопротивление расизму и антисемитизму, демонстрируя, как американцы протестуют и сопротивляются фанатизму способами, которые могут быть тихими или откровенными, но всегда принципиальными. Сопоставление этих различных типов изображений показывает реальность ненависти, возможность победить ее и роль фотографии в поощрении изменений.

Фотограф Джуди Гликман Лаудер исследует контраст между способностью человека к ожесточенному фанатизму и мужеством, необходимым для его преодоления в рамках проекта «За пределами теней: Холокост и датское исключение». В своем исследовании этого парадокса г-жа Гликман Лаудер смотрит не на настоящее, а на более раннюю эпоху, когда нацисты уничтожили миллионы людей в своих демонических поисках религиозной и расовой чистоты. Выставка «За пределами теней», в состав которой входят тексты г-жи Гликман Лаудер, Майкла Беренбаума, Джудит С. Гольдштейн и Эли Визеля, чередует два типа изображений. Есть темные и запоминающиеся фотографии, сделанные за последние 30 лет, нацистских концентрационных лагерей и лагерей уничтожения в Германии, Польше и Чехословакии, а также портреты и истории датских граждан, которые 75 лет назад, находясь под немецкой оккупацией, мужественно сопротивлялись Третьему Рейху, перевозя в безопасное место евреев страны, некоторые из которых также сняты в профиль.

Запоминающиеся фотографии лагерей смерти миссис Гликман Лаудер – многие из которых сняты в потустороннем сиянии инфракрасной пленки, делают видимыми механизмы геноцида: газовые камеры нацистов, столы для вскрытия и крематории. Другие изображения хранят тревожные реликвии погибших, от груды обуви и багажа до кургана человеческого пепла. Эти суровые, атмосферные фотографии лишены людей, но они резонируют с историей и человечеством. Они населены призраками – не только невинных жертв, но и мужчин и женщин, которые заключали, пытали и убивали их.

«В конце 1980-х годов, когда я впервые посетила Варшаву и Краков, Аушвиц-Биркенау, я почти слышала крики и ощущала присутствие того, что произошло до меня», – пишет г-жа Гликман Лаудер. «Здания, комнаты, предметы, сама земля, камни, деревья, массовые захоронения и пепел – все свидетельствовали о самом мрачном периоде нашей недавней истории».

Фотографии г-жи Гликман Лаудер, запечатлевшие выживших в Дании, рассказывают другую историю, историю о значительной смелости и стойкости. Единственная страна во Второй мировой войне, которая бросила вызов приказу Гитлера депортировать своих евреев, Дания защитила подавляющее большинство своего еврейского населения благодаря членам датского Сопротивления, которые использовали небольшие лодки, чтобы отправить около 8000 евреев в политически нейтральную Швецию. Помимо спасения, датское правительство, несмотря на свои компромиссы с немцами, предприняло необычный шаг, отказавшись признать свое еврейское население другим, подорвавшим центральный принцип нацизма: евреи расово неполноценные.

«В Дании мы всегда считались нормальными гражданами», – заявил раввин Бент Мельхиор в интервью в 2017 году. «Если преследовали соседа, вы помогали соседу». В конечном счете, датское сопротивление было уникальной попыткой противостоять фашистскому вырождению. «На службе христианских и демократических идеалов – благодаря уникальной конфигурации индивидуальных и институциональных инициатив – датчане достигли коллективной морали в стремлении к всеобщему сопротивлению, сопротивлению и спасению», – написала г-жа Гольдштейн.

Фотографии и рассказы Гликман Лаудер описывают, как датчане достигли этого: д-р Эбба Лунд, будучи студентом, бросил вызов гестапо, скрывая беглых евреев; Свенн Эрик Остерхолм защитил религиозные тексты из главной синагоги в Копенгагене; Бернт Хейле, юрист с хорошими связями, собирал средства для еврейского транспорта; и Карен Люкке Поулсен, член коммунистического подполья, курировала выезд сотни евреев от южного побережья Зеландии.

Фотографии и рассказы в «За пределами теней» — это не просто напоминание о том, как расизм и антисемитизм могут разжигать насилие и убийства, предупреждение для нашего беспокойного настоящего, когда белый национализм и неонацизм находятся на подъеме. Эти истории также являются основой того, как противостоять предрассудкам, преодолеть ненависть и принять общность всего человечества. «Ненависть, несправедливость и геноцид не закончились Второй мировой войной, зло присутствует с нами сегодня в слишком многих частях мира», – писала г-жа Гликман Лаудер. «Другой» продолжает унижаться. Мы должны бросить вызов себе, чтобы выйти из удобной роли наблюдателя и встать на пути всех форм ненависти. Нам нужно моральное мужество, чтобы действовать против любой несправедливости».

Книга также напоминает, что история — это не всегда судьба. Как отметила г-жа Гольдштейн, справедливость датского спасения, которое когда-то рассматривалось как модель защиты меньшинств, больше не сохраняется: «Сегодня Дания закрыла свои границы для беженцев, чтобы сохранить свое государство всеобщего благосостояния и сплоченную идентичность», – пишет она. «Европейские страны находятся в кризисе. Стабильность Европы, раздираемой разнообразием, снова поставлена ​​на карту».

nytimes.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции