Новости

Окно в Европу 1934 года

31 июля, 17:00 искусство
Поделиться

В течение восьми недель летом 1934 года 17-летний школьник из Нью-Йорка по имени Ричард Дж. Шойер (известный семье и друзьям как Дик) и его отец Саймон путешествовали по Европе, пишет журналистка «Moment» Даяна М. Болз.

Будучи фоторедактором своего школьного ежегодника, молодой Шойер был, по общему мнению, опытным фотографом и, вероятно, посещал художественные и фотовыставки на Манхеттене, где мог познакомиться с работами Альфреда Стейглица и, возможно, даже французского фотографа Анри Картье-Брессона, основоположника жанра уличной фотографии. Путешествуя из Франции и Испании в Италию, Югославию, Венгрию, Польшу и СССР, Шойер сделал замечательную серию из 370 фотографий. 35-миллиметровая камера, которую он носил с собой, компактная и сравнительно легкая, не нуждалась в штативе или громоздких платформах. Однако для работы с ней требовался некоторый опыт и знания.

Портативность камеры и неприметный внешний вид позволили Шойеру делать случайные, спонтанные изображения, которые он искал. Его острый взгляд на композицию, раннее восприятие условий освещения, тонкое чувство времени и особый талант привлекать незнакомцев помогли ему создать уникальные и интригующие фотографии запись людей и мест, с которыми он столкнулся. От продавца арбузов в еврейском квартале Варшавы до собрания мужчин у мечети в Сараево, от мясника в баскском регионе Франции до постановки пьесы Шолом-Алейхема в Московском государственном театре на идиш, Шойер запечатлел повседневную жизнь в Европе всего за пять лет до начала Второй мировой войны.

Портреты лавочников и уличных торговцев — обычных людей, занимающихся своими повседневными делами, — иллюстрируют его способность сопереживать и общаться с людьми. В его серии фотографий еврейского квартала Варшавы, того самого места, которое шесть лет спустя станет печально известным варшавским гетто, члены общины — сапожник, владелец магазина красок, прохожие — кажутся в целом расслабленными и свободными, не подозревающими о грядущих ужасах. Фактически, 19 августа того лета Адольф Гитлер, будучи канцлером Германии, отменил должность президента и провозгласил себя фюрером. Большим преимуществом камеры является то, что она позволяет видеть то, что находится за пределами фактического кадра или, другими словами, то, что вот-вот попадет в кадр. Таким образом, Шойер смог с большой точностью скомпоновать свои изображения. Его убедительное обрамление вместе с его способностью привлекать внимание к объектам съемки и запечатлевать мимолетные жесты и выражения предвосхищают эстетику 35-миллиметровой уличной фотографии 1950-х и 1960-х годов и работы таких светил, как Роберт Франк и Гарри Виногранд.

Когда Шойер вернулся из Европы, он проявил легковоспламеняющиеся нитратные негативы и напечатал контактные полоски, но он никогда не увеличивал и не печатал ни одно из изображений. Вместо этого он положил негативы и бумажные контактные полоски в картонную коробку и убрал их подальше. Следующей весной он окончил Филдстонскую школу этической культуры и продолжил обучение в Гарварде, служил офицером в армейском корпусе связи во время Второй мировой войны, сделал карьеру управляющего недвижимостью и занимался разнообразной благотворительной деятельностью. Он был председателем правления в Еврейском музее в Нью-Йорке и в Объединенном еврейском колледже – Еврейском институте религии, где руководил развитием кампуса HUC в Иерусалиме в партнерстве с архитектором Моше Сафди. На протяжении всей своей жизни он продолжал фотографировать как любитель, при этом большая часть его работ была посвящена семье. Коробка с негативами десятилетиями лежала нетронутой на полке в шкафу. Только после смерти Шойера в 2008 году в возрасте 91 года его сын Дэн решил посмотреть, что именно в ней находится.

Внимательно изучив негативы, он понял, что у семьи есть неиспользованное сокровище и наследие, которое нужно сохранить. В 2018 году он решил оцифровать негативы и устранить любые повреждения. С этой целью он и его брат Джонатан воспользовались опытом своего друга Чарльза Сетона, специалиста по реставрации фотографий. Остается вопрос, почему Шойер никогда не делал увеличений и отпечатков с негативов? Взглянул ли он мимоходом на крошечные изображения на контактных полосках и счел их недостойными печати? Он просто был занят последним годом в средней школе, а затем в колледже? Были ли у него какие-то неприятные воспоминания о поездке? Или было как-то слишком сложно снова посетить потерянные довоенные миры, которые он запечатлел своим объективом?

На это нет четкого ответа. Теперь, наконец, спустя 88 лет после того, как юный Дик Шойер вернулся из своей европейской экспедиции 39 его фотографий, сделанных в 1934 году, впервые будут выставлены на всеобщее обозрение в музее доктора Бернарда Хеллера в Объединенном еврейском колледже-Еврейском институте религии.

Выставка «Увиденное на улицах: Европа, 1934 год – Фотографии Ричарда Дж. Шойера» будет проходить с 22 августа по 15 декабря в музейной галерее Бэкмана.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции