Новости

Огни меноры в США «зажигают» гордость среди тьмы антисемитских инцидентов

3 декабря 2021, 12:30 ханука
Поделиться

Скоростная автомагистраль «North MoPac» проходящая по западной стороне Остина, это оживленная восьмиполосная артерия, которая свидетельствует о расширяющихся пригородах города и экстравагантном использовании пространства, которое является уникальным для Техаса, пишет журналистка «JNS» Сара Огинс.

Это не то место, которое кажется подходящим для антисемитских демонстраций – или демонстраций любого рода, если на то пошло. Но в конце прошлого месяца «MoPac» привлек внимание всей страны, когда на эстакаде появился баннер с надписью «Еврейская вакцинация» и названием неонацистской группировки. Рядом с ним было замечено несколько мужчин, которые приветствовали проезжающие машины нацистским салютом. Баннер был одним из череды антисемитских инцидентов, потрясших Остин на той неделе, кульминацией которых стал поджог у синагоги «Бет Шалом» 1 ноября, в результате которого был нанесен ущерб на сумму более 25000 долларов. Накануне пожара баннер снова появился над MoPac.

Религиозные и политические лидеры Остина решительно осудили инциденты; в Капитолии состоялся «Митинг за доброту»; а 29 ноября был дан ответ другого рода: Леви Левертов, младший раввин «Хабада» в Остине, зажег свечи в большой меноре на эстакаде, где был размещен баннер. «Наш подход состоит в том, чтобы распространять позитивный настрой на всех, кого мы встречаем, как евреев, так и неевреев», – заявил Левертов JNS. «Что может быть лучшим символом, чем зажечь менору на эстакаде, которая вызвала страх и ненависть в Остине. Эстакада распространяла ненависть; менора распространяет свет».

По словам Левертова, это мероприятие станет одним из нескольких публичных мероприятий по зажжению свечей меноры в районе Остина, включая мероприятия в Капитолии с участием мэра. Публичное зажжение свечей началось в 1973 году, когда группа студентов ешивы установила небольшую деревянную менору ручной работы на Пятой авеню в Нью-Йорке. Это был просто трюк для привлечения внимания; студенты были там, чтобы раздавать бесплатные оловянные меноры. Год спустя, в 1974 году, перед Индепенденс-холлом в Филадельфии хабадский раввин Авраам Шемтов и горстка студентов ешивы установили небольшую белую деревянную менору. Это было сделано по инициативе Любавичского Ребе, раввина Менахема-Мендла Шнеерсона, который призвал своих последователей принять мицву обнародования ханукального чуда – в буквальном смысле.

Ребе воспринял новаторство своих учеников, рекламируя публичное зажжение меноры как триумф света над тьмой и выражение еврейской гордости. Кампания завоевала популярность, и через несколько лет большие V-образные меноры появились возле государственных учреждений, от меноры Билли Грэма в Сан-Франциско до меноры вблизи Кремля. Президент США Джимми Картер зажег первую национальную менору возле Белого дома в 1978 году – традиция, которая сохраняется до сих пор.

Первоначально эта идея встретила ожесточенный отпор со стороны еврейских организаций, которые считали, что меноры подрывают их упорную борьбу за удаление христианских символов из общественных пространств. Организации, выступающие за гражданские свободы присоединились к борьбе, и в 1989 году Верховный суд США заслушал аргументы по делу об оспаривании установки меноры возле здания муниципалитета в Питтсбурге. Суд постановил 6 голосами против 3, что публичные меноры не нарушают разделения церкви и государства, потому что они стали символом светского характера праздников. Последующая жалоба в Верховный суд в Цинциннати в 2003 году закрепила конституционный статус меноры.

Сегодня публичные зажжения свечей в меноре настолько распространены, что выходят за рамки деноминаций и даже вероисповеданий. «Публичное зажжение свечей освещает как физическую, так и духовную сферы, и напоминает нам, что мы вместе и выстоим», – заявил JNS Нил Блюмофе, старший раввин консервативной синагоги «Агудас Ахим» в Остине. «Это важное заявление о том, что огни Хануки представляют собой правильный и святой способ использования огня – особенно после поджога в Остине». Массовая кампания в этом году в Буде, штат Техас, убедила чиновников впервые разрешить установку меноры на городской территории. Когда они отказались финансировать это, как они сделали с рождественской елкой, христианские организации собрали средства, чтобы сделать это возможным.

«Ханука с греками»

Публичное зажжение свечей в меноре кажется особенно актуальным в то время, когда, согласно недавнему исследованию Американского еврейского комитета под названием «Состояние антисемитизма в Америке в 2021 году», 39% американских евреев говорят, что они изменили свое поведение из-за страха перед антисемитизмом. По словам раввина Юды Штайнера, директора хабадского Центра Рора в Университете Джорджа Вашингтона, это явление только усиливается тепличной атмосферой кампуса колледжа. После того как в прошлом месяце в университетском братстве было обнаружено осквернение свитка Торы, Штайнер начал кампанию по установке мезузы для еврейских студентов на территории кампуса. «Была огромная заинтересованность», – заявил он. «В то же время есть студенты, которым неудобно прикреплять мезузу, потому что они чувствуют, что они станут мишенью».

Идеи Хануки о религиозной свободе и духовном свете являются противоядием от этого менталитета, заметил Штайнер. «Тема не может быть более совершенной» – и он использует момент, чтобы создать неожиданный союз. В последнюю ночь праздника «Хабад» устраивает публичное зажигание меноры, спонсируемое каждым братством и женским обществом университета, мероприятие, которое они шутливо окрестили «Ханукой с греками». «Это не просто люди, принимающие решение поддерживать еврейскую жизнь», – отметил Штайнер. «Это студенческие организации, которые выходят и говорят, что мы хотим поступать правильно». Младшекурсник Самсон Камплер рассказал, что инцидент в братстве в прошлом месяце не был чем-то новым. «Антисемитизм нас больше не удивляет. Мне, как внуку переживших Холокост, это очень прискорбно». По его словам, публичное зажжение свечей в меноре в кампусе дает ему чувство еврейской гордости. Но, что, возможно, более важно, оно дает возможность просвещать. «Это позволяет показать, что независимо от того, что происходит в кампусе, мы гордимся. Мы просто хотим отметить наш праздник».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции