Новости

Обзор книг «Если вы этого хотите» и «Разбитые скрижали»

5 января, 15:00 литература
Поделиться

Среди американских евреев нет недостатка в пророках, и в последнее время они провозглашают конец золотого века. Эллиотт Абрамс соглашается, пишет «Wall Street Journal». В «Если вы этого хотите» он представляет план по восстановлению американской еврейской общины, потому что сегодня, по его мнению, она находится в руинах.

Абрамс — республиканский эксперт по внешней политике и председатель фонда «Тиква». Он приводит факты, которые отрезвляют. Исследование «Pew Research» 2020 года показало, что треть американцев, воспитанных евреями или воспитанных родителями – евреями, сегодня не являются евреями. «Pew» называет эту подгруппу, состоящую из 2,8 миллиона взрослых, американцами «еврейского происхождения». Большинство называют себя христианами. Только половина из 2,4 миллиона детей в США, живущих с родителями – евреями, воспитываются исключительно в иудейской религии.

«Эти цифры говорят о потере, а не о жизненной силе», — пишет Абрамс. Возможно, это триумф «плавильного котла», но мы не должны удивляться, когда такие евреи сообщают об уменьшении еврейскости, принадлежности к Израилю и заботы о нем. «Чувство общности», — заключает он, — «не является генетическим наследием и может быть — и уже — отброшено сотнями тысяч американских евреев».

Израиль редко отбрасывается просто так. «Это государство является центром мировой еврейской жизни», — пишет Абрамс, «и те, кто пытается дистанцироваться от него и от чувства еврейской общности, вряд ли останутся евреями на протяжении многих поколений». Ослабление еврейской поддержки Израиля является симптомом: «Основная проблема заключается в том, что поразительная часть американских евреев испытывает очень слабые чувства о том, что они являются частью еврейского народа в любом виде».

Как ни странно, сам Абрамс не смущается. «Мы знаем, что работает», — пишет он: еврейское образование, летние лагеря и время в Израиле. Ключ — погружение, позволяющее ребенку «жить как еврей среди евреев» так, как это делали прошлые поколения. Единство народа, ключевой термин книги, не может быть построено быстро или дешево. Абрамс фокусируется на прагматичных способах его развития.

Джошуа Лейфер «Разбитые скрижали: Конец американского еврейского века и будущее еврейской жизни».

Ничто из этого не впечатлило бы автора «Разбитых скрижалей» Джошуа Лейфера. Он пишет, что столпы еврейской идентичности США — американизм, сионизм и либерализм — рушатся. Пусть они рухнут, говорит он. Д. Лейфер, журналист и активист молодых еврейских левых, считает, что добродетель Америки была развенчана, Израиль был разоблачен как государство – угнетатель, а либерализм подорвал идею иудаизма об обязательствах и больше не работает.

Книга начинается с протестов на Западном берегу после ареста Израилем 17-летней палестинки Ахед Тамими, которая в 2017 году ударила израильского солдата. Виктимизация на Западном берегу используется для создания собственной истории происхождения Лейфера. (Он не упоминает, что А. Тамими с тех пор написала: «Мы вас зарежем, а вы скажете, что то, что сделал с вами Гитлер, было шуткой. Мы выпьем вашу кровь и съедим вашу голову».)

Будучи благополучным еврейским подростком в Нью-Джерси, Лейфер решил, что поддержка Израиля его семьей и общиной была чудовищной. Он обвиняет их в «воинственном национализме», добавляя: «Два государства, переговоры, компромисс — это не было частью лексикона». Я размышляю об этом; позже он упоминает, что вход в его еврейскую школу отмечен памятником Ицхаку Рабину, мученику мирного процесса.

В типичном стиле миллениалов «Разбитые скрижали» — это одновременно история, полемика и личное исследование. Но к концу автор связал себя узами брака: евреи должны поносить Израиль, но также цепляться за него. Евреи должны отказаться от либерализма в пользу традиционной религии, но также наполнить эту религию либеральной идеологией.

Лейфер осуждает «истеблишмент», его термин для ведущих американских еврейских организаций. В течение последнего десятилетия он работал над созданием их антиизраильских критиков, таких как активистская группа «Если не сейчас» и журнал «Jewish Currents». Только в послесловии, написанном после 7 октября 2023 года, мы узнаем, что они не смогли найти другого ответа на бойню 7 октября 2023 года, кроме как обвинить Израиль.

Оглядываясь назад, редактор J»ewish Currents» Ариэль Энджел не раскаивается: «Мы не собирались осуждать атаки ХАМАСа». Лейфер порвал с журналом из-за этой испорченности, но он не может заставить себя признать, что истеблишмент, который он ругает, видел его товарищей яснее, чем он.

Вместо этого он пытается спасти свой аргумент, утверждая, что еврейский мейнстрим «провалился еще более впечатляюще», чем его критики, потому что он поддержал ответ Израиля на ХАМАС.

Лейфер говорит, что изначально он задумал книгу, чтобы показать, что еврейские лидеры — он имеет в виду таких людей, как Абрамс — «неправильно истолковали ландшафт», предупредив о «кризисе преемственности», в котором американские евреи не смогут передать иудаизм своим детям. Исследования изменили мнение Лейфера, но не его самоуверенность. Если когда-то он отвергал истеблишмент как параноидальный и пессимистичный, то теперь он критикует его как недостаточно пессимистичный. «Я обнаружил, что основной иудаизм, связанный с аффилированными течениями, погрузился в безразличие, удовлетворенный своей поверхностностью и не осознающий степени своего собственного религиозного невежества».

Его история о том, как американские евреи дошли до своего плачевного состояния, начинается в Нижнем Ист-Сайде Нью-Йорка, где иммигранты встретили «Америку — потогонную систему, Америку — трущобы, Америку — пожирательницу своих бедных и рабочих классов». Евреи страдали от «жестокого» капитализма, пишет он. Настолько жестокого, что они нашли беспрецедентные возможности подняться до среднего класса и невообразимого комфорта в течение поколения.

Но эта часть не была делом рук капитализма, наставляет Лейфер. Он также не заставит нас поддаваться «мифу о еврейских меритократических достижениях». Только либерализм Нового курса и социалистическая взаимопомощь заслуживают похвалы в этом катехизисе, даже если результатом стало неоднозначное благословение: «обуржуазивание».

Затем американские евреи стали большими сионистами после 1967 года, когда Израиль столкнулся с угрозой уничтожения и выиграл Шестидневную войну. Лейфер осуждает этот энтузиазм, даже осуждая любимую песню Наоми Шемер «Золотой Иерусалим» как «хвалебную песнь завоеванию», которая «прославляла насилие и освящала войну». Неважно, что именно Иордания вторглась в Израиль в 1967 году, а не наоборот. Победа Израиля воссоединила Иерусалим, из восточной части которого Иордания поколением ранее изгнала всех евреев.

Далее он представляет Вторую интифаду 2000-2005 годов как народный всплеск протеста против израильского угнетения. На самом деле, кампания террора была спланирована и направлена ​​Ясиром Арафатом, который только что отверг израильское предложение о мире и создании палестинской государственности. Лейфер отмахивается от этого палестинского решения в одном абзаце, называя его виной Израиля и Америки.

Когда он смягчает идеологию, как в своих отчетах об успехах и неудачах либерального иудаизма, Лейфер пишет проницательно. Но что касается Израиля, лучшее, что он может сделать, это то, что евреи, которые заботятся о еврейском народе, не могут избежать его поддержки – это его общая точка согласия с Абрамсом. Таким образом, Лейфер призывает своих собратьев-антиизраильски настроенных евреев проявить элементарную еврейскую солидарность, не отказываясь от Израиля, а взяв на себя ответственность за него. Это хорошая мысль, но его еврейские товарищи из антиизраильских левых, вероятно, ответят так же, как и 7 октября: «Разве я сторож брату моему?»

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции