Несмотря на дипломатический кризис с Израилем, в Польше проводятся многочисленные мероприятия, посвященные памяти жертв Холокоста
В августе Израиль отозвал своего посла в Польше после принятия закона, который практически блокировал требования о реституции собственности и компенсации за собственность, конфискованную коммунистическим режимом Польши в 1940-х и 1950-х годах, в том числе у переживших Холокост, сообщает «The Jerusalem Post».
Премьер-министр Нафтали Беннет назвал закон «постыдным», а министр иностранных дел Яир Лапид – «антисемитским и аморальным», заявив, что Польша стала «антидемократической, нелиберальной страной, которая не чтит величайшую трагедию в истории человечества». Отношения остаются напряженными, и после этого серьезного разногласия еще предстоит восстановить полноценные дипломатические отношения. Но на фоне этого беспрецедентного кризиса между двумя правительствами в Польше предпринимаются многочисленные усилия по сохранению памяти о Холокосте и исчезнувшей еврейской общине страны.
Главный раввин Польши Михаэль Шудрих говорит, что за последние несколько месяцев он посетил множество мероприятий и церемоний, в ходе которых были обозначены границы еврейских братских могил, оставшихся после Холокоста, отмечены годовщины депортации евреев из гетто в польских городах и поселках, а также предприняты предварительные усилия по уточнению границ пришедших в запустение еврейских кладбищ. Более того, он говорит, что не может вспомнить время, когда произошло так много событий подобного рода.
Недавние церемонии включают отмечание ликвидации гетто в Минске Мазовецком 22 августа; демаркацию границ довоенного еврейского кладбища в городе Орла 23 сентября; и прошедшую 1 октября церемонию переименования улицы в Варшаве в честь раввина Дов Бера Майзельса, главного раввина сначала Кракова, а затем Варшавы в 19 веке и сторонника независимости Польши. 12 октября была открыта мемориальная доска на довоенном еврейском кладбище в городе Тушин; 14 октября, после того, как жители обратились в Раввинскую комиссию по кладбищам, чтобы отметить это место, были обозначены границы братской могилы евреев времен Холокоста в деревне Войславице; 18 октября в Адамполе был установлен памятник на месте массового захоронения 600 евреев, убитых во время Холокоста; 22 октября в Стромице планируется обозначить границы еще одной братской могилы.
«Местная память помнила этих евреев», — заявил Шудрих, отмечая, что подобные события происходят по всей стране в больших городах, поселках и отдаленных сельских деревнях. «Да, были поляки, которые сотрудничали с нацистами, но было также много поляков, которые дружили с евреями и скучали по своим соседям». Раввин говорит, что на многих церемониях, которые он посещает, к нему подходят местные жители, которые рассказывают о своих воспоминаниях о бывших соседях-евреях, с которыми они ходили в школу, дружили или были знакомы. Шудрих говорит, что за последние пять лет Комиссия раввинов по кладбищам выявила 70 массовых захоронений и почтила память их жертв. Большинство населенных пунктов открыты для таких поминовений, хотя, по словам раввина, иногда возникают проблемы.
Раввин заметил, что, по его мнению, увеличение числа таких событий не имеет какого-либо особого отношения к дипломатическому кризису с Израилем, но тот факт, что такие церемонии продолжаются, несмотря на проблемные отношения между Польшей и Израилем, обнадеживает. «Это показывает, что, хотя существует серьезная проблема на политическом уровне, с точки зрения еврейской памяти и памяти о Холокосте, все сильно, когда город или поселок говорят: «Мы хотим вспомнить евреев, которые были здесь. И то, что с ними произошло во время Холокоста», — отметил он.
В то же время, однако, антисемитский дискурс в стране усилился и обострился, особенно в связи с законом о реституции, но также и ранее с токсичными президентскими выборами в 2020 году. И в связи с законом о национальной памяти 2018 года, который на одном этапе криминализировал ассоциирование Польши с ответственностью за Холокост до того, как в него были внесены поправки. Шудрих признает рост антисемитских высказываний, особенно по вопросу о реституции, но утверждает, что, хотя некоторые из них исходит от истовых антисемитов, другие аспекты дебатов проистекают скорее из резкого нежелания признать тот факт, что поляки действительно совершали преступления против евреев во время Холокоста.