Нацистская угроза подкрадывается к сельскому шведскому фестивалю
Ежегодное празднование демократии в Швеции (и собрание лоббистов) в идиллическом средневековом городе Висбю на прошлой неделе оказалось в осаде. Альмедаленская неделя, собрание политиков, менеджеров, лоббистов, активистов и множества средств массовой информации, стала все более актуальной целью крайне правых экстремистов, которые срывали речи и нападали на людей в мощеных переулках старого Ганзейского города на острове Готланд.
По данным информационного агентства ТТ, число жалоб в полицию, с обвинениями в нападениях, ненависти и агитации против этнических групп в этом году более чем удвоились. Мария Халькевич, представитель Ассоциации дружбы между Швецией и Израилем, была свидетелем нападения членов неонацистской группы «Движение сопротивления Северных стран». Ее подругу, Кики, повалили на землю, когда она пыталась остановить установку баннера NMR перед их палаткой. «Они таскали ее взад-вперед по земле, когда она лежала на спине», – сказала она. И хотя полиция быстро вмешалась, уличное насилие и все более заметное присутствие демонстрируют воодушевление крайне правых в период растущего глобального спроса на авторитаризм.
В сентябре в Швеция пройдут выборы, и некоторые опросы показывают, что «Шведские демократы», антимигрансткая партия с неонацистскими корнями, могут набрать наибольшее число голосов. Избиратели устремились к этой партии после того, как Швеция стала убежищем для беженцев во время недавнего кризиса мигрантов. «Шведские демократы» заняли значительное место в предвыборных дебатах. Лидеры традиционных партий в течение недели сосредоточивали значительную часть своих выступлений на опасностях, стоящих перед демократией, и на том, как отбить «Шведских демократов» вместо проблем из списка, которые обычно зарезервированы для проведения агитации.
Премьер-министр Стефан Лофвен сказал, что он «настолько зол», потому что они пытаются «использовать демократию для уничтожения демократии». «Наша демократия подвергается атаке растущей ненависти и экстремизма», – сказал Лофвен 5 июля. Партия премьер-министра, социал-демократы, движется к своим худшим выборам, теряя поддержку в пользу «Шведских демократов». Он также изо всех сил пытается объяснить ухудшение ситуации с длинными очередями в системе здравоохранения. «Предательница» Анни Луф, лидер Партии Центра, была ненадолго прервана агитаторами NMR, кричавшими «Предательница!», когда она 4 июля говорила о недавнем нападении с применением зажигательной бомбы на синагогу в Гетеборге. В настоящее время традиционные партии рассматривают возможность ограничения некоторых демократических свобод, которые позволяют таким группам, как NMR собираться и агитировать.
«Умеренные», самая большая партия в блоке оппозиционного альянса, хотят рассмотреть вопрос о криминализации активного участия в организациях, которые совершают насильственные преступления или создают серьезные угрозы. На прошлой неделе правительство приступило к рассмотрению вопроса о том, следует ли объявлять расистские символы незаконными. «Шведские демократы», которые провели последние два десятилетия, очищаясь от своего расистского прошлого и изгнав многих маргинальных членов, осудили насилие и нарушения, имевшие место на прошлой неделе. Лидер партии Джимми Акессон заявил, что насилию нет места как средству достижения политических целей.
Но на своем веб-сайте NMR объявил действия в течение недели «сотен» своих членов как «победу» для национального социализма. Он получил разрешения на демонстрацию. Рост авторитарных сил подстегивает призывы к более глубокому рассмотрению сдержек и противовесов политической системы. Крупнейшая шведская утренняя газета, Dagens Nyheter, в редакционной статье 8 июля призвала к пересмотру Конституции, чтобы ограничить власть парламента и создать Конституционный суд в качестве проверки действий законодательной власти. «Чем больше барьеров против авторитарных сил, тем лучше», пишет газета, которая называет себя независимой либеральной. «Защита демократии не может стать гонкой на время». Эти типы изменений также были поддержаны «Умеренными».
В июне секретарь партии Гуннар Строммер предупредил, что Швеция не должна думать, что она невосприимчива к не либеральным изменениям, охватившим такие страны, как Венгрия и Польша. Переход от демократии к становлению диктатуры на самом деле может закончиться всего за четыре месяца. «В мае идут только парламентские дискуссии, выборы и парламентские решения – в октябре», – сказал он. «Шведские демократы» заявили, что истеблишмент слишком остро реагирует на быстрые изменения в политическом ландшафте. «Гипотетически парламент мог бы распустить себя и остальную демократию двумя решениями», – сказал Оскар Шойштед, представитель партии по экономической политике, в интервью на прошлой неделе. «Но почему? Нет ни одной партии, даже с мизерными шансами попасть в парламент, которая бы этого хотела».