Новости

На Новом еврейском кладбище в Праге откроется памятник, сделанный из частей изъятых надгробий

12 августа 2022, 15:00 Чехия
Поделиться

В Праге, как и в других местах по ту сторону «железного занавеса», гранитные и мраморные мацевы (надгробия) на исторических, хотя и заброшенных довоенных еврейских кладбищах были использованы коммунистическим правительством в качестве строительного материала пишет журналист «Prague Morning» Гиль Зонар.

Надгробия, распиленные на бруски по 10 кв.см., были возвращены еврейской общине в соответствии с меморандумом 2019 года, подписанным муниципалитетом Праги и Техническим управлением дорог. 7 сентября муж и жена, художники Люси и Ярослав Рон, откроют памятник «Возвращение камней» на Новом еврейском кладбище в причудливом Жижкове – в трех километрах от знаменитого Старого еврейского кладбища в районе бывшего средневекового гетто под названием Йозефов. Пара создала свой символический памятник, используя семь тонн булыжников, на каждом из которых была неполная надпись, высеченная на иврите, чешском или немецком языке, или несколько цифр с неполной датой.

Мемориал стоимостью 750000 чешских крон (31000 долларов), оплаченный за счет краудфандинговой кампании, напоминает солнечные лучи, исходящие из круга, с булыжниками, уложенными в стены разной высоты. Камни были убраны с пешеходной улицы с интенсивным движением На Пршикопе в южной части изящной Вацлавской площади Праги. Первоначально они были выложены здесь в виде мозаики в 1987 году перед часовой прогулкой советского лидера Михаила Горбачева по легендарному Старому городу. Они лежали полированной стороной вниз. Тогда рабочие заметили происхождение булыжников. В 2014 году директор Еврейского музея в Праге Лео Павлат написал о них статью для «Чешского радио». Павлат вспоминал, как по пути на работу в издательство «Альбатрос» в 1980-х годах, во время реконструкции На Пршикопе он заметил груды кубовидных булыжников, сложенных в кучу и готовых к укладке, и узнал, что они вырезаны из еврейских надгробий. Он положил в карман два камня, которые он хранит по сей день: на одном была еврейская буква, а на другом — дата 1895.

В противоположность проекту «столперштейны» ​​(«Камни преткновения») немецкого художника Гюнтера Демнига, в рамках которого на тротуарах по всей Европе были установлены более 100000 медных табличек, документируя, где в последний раз жила жертва нацизма, здесь почти анонимные камни напоминают о евреях Богемии и Моравии, которые мирно умерли перед Холокостом. Несмотря на сложность идентификации надгробий по их фрагментарным надписям, «Радио Прага» сообщило в 2019 году о проекте документирования кладбищ и надгробий под названием «В поисках утраченных лиц еврейских кладбищ». Проект, финансируемый Министерством культуры Чехии и Чешско-германским фондом будущего, осуществляет пражская компания по сохранению памятников «Omnium Z.S.».

Хотя более 300 довоенных еврейских кладбищ в Богемии и Моравии были использованы в качестве источников каменного сырья, некоторые из булыжников, вероятно, были взяты с Нового еврейского кладбища.

Жижков: от виноградарства до кладбища

Когда-то сельский винодельческий район, Жижков в 17 веке стал чумным кладбищем. Еврейское кладбище было открыто в 1890 году, когда закончились места на историческом Старом еврейском кладбище на нынешней улице Фибихова. Жижков был включен в состав Праги в 1922 году, через четыре года после того, как Чехословакия обрела независимость в конце Первой мировой войны. Кладбище было рассчитано на 100000 могил. Хватило бы на столетие, если бы 77297 евреев из так называемого нацистского протектората Богемии и Моравии не были депортированы на смерть в другие места, а 153 общины не были уничтожены.

Новое еврейское кладбище более чем в 10 раз больше Старого еврейского кладбища в Йозефове. На старом кладбище насчитывается более 12000 надгробий, хотя предполагается, что под ними похоронено около 100000 человек, в некоторых местах лежат по 12 похороненных. Галаха запрещает выносить старые могилы, поэтому мертвецы веками просто складывались друг на друга.

Надгробья Нового еврейского кладбища одно за другим исчезли в коммунистическую эпоху. В 1980-х годах большая часть кладбища была конфискована, чтобы расширить Малеровы сады и построить прилегающую достопримечательность — 216-метровую телебашню Жижковку, самое высокое сооружение Праги. Чаще всего иностранцы посещают могилу немецкоязычного богемского писателя Франца Кафки (1883–1924) и его родителей, Германа и Юлии. Спроектированное архитектором Леопольдом Эрманном (1886–1951), оно имеет форму шестигранного усеченного хрустального куба с информацией о семье на иврите на лицевой стороне. Кафка считается вторым самым известным евреем в Праге после раввина Иуды Лева бен Бецалеля (1520-1609), который, согласно легенде, создал Голема для защиты гетто от антисемитских заговоров. Огромный глиняный гомункул, созданный с помощью каббалистической магии, верно служил мудрецу, пока однажды не вышел из-под контроля. Рабби Лев стер букву «алеф» из еврейского слова «эмет» (истина), которое он начертал на лбу Голема. Оставшиеся две буквы составили слово «мет» (смерть) — и еврейский Франкенштейн замолчал.

За свою короткую жизнь — Кафка умер от туберкулеза в 41 год — он написал такие классические произведения, как «Процесс», «Замок» и «Америка». Статуя отмечает место рождения писателя на бывшей площади Трех колодцев, которая когда-то была границей гетто. Запрещенный коммунистами Кафка сегодня реабилитирован как чешский национальный герой. В 1991 году в его бывшем доме открылся музей. Напротив могилы Кафки находится бронзовая доска, посвященная Максу Броду (1884–1968), спасшему литературное наследие своего друга. Среди оставшихся надгробий есть несколько в стиле ар-нуво или югендстиль, популярного в Праге и в других местах Австро-Венгерской империи конца 19 века, в том числе могила из черного гранита Натана Эренфельда (1843-1912), который был назначен главным раввином Праги в 1890 году. Возможно, предвидя Холокост, он однозначно выступил против кремации и запретил захоронение урн на Новом еврейском кладбище в Праге.

Также на территории кладбища находятся все еще используемые зал хевра кадиши (похоронное братство) и административные и вспомогательные здания, где плотники изготавливали гробы, а также ворота и стена вокруг кладбища, построенные в стиле неоренессанса. Глава еврейской общины Праги, насчитывающей 2000 человек, Франтишек Баняй, похвалил новый мемориал, но сказал, что есть более насущные вопросы заслуживающие внимания. «Для нас важнее то, что мы еще можем исправить», — заявил Баняи. «Это означает содержание существующих кладбищ или тех, которые еще можно отремонтировать. В этом отношении по-прежнему существует дефицит, исчисляемый десятками миллионов крон. Мы также хотим сосредоточиться на тех синагогах, которые еще можно отремонтировать, а также на социальной помощи выжившим пожилым людям».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции