Новости

На экраны выходит фильм о врачах, которые, чтобы спасти евреев, изобрели фальшивую инфекционную болезнь

15 августа 2022, 09:00 Документальный фильм
Поделиться

Для режиссера Стивена Эдвардса остается загадкой — как тема его нового документального фильма «Синдром К» в значительной степени ускользнула от внимания общественности, пишет журналист JTA Стивен Сильвер.

«Это величайшая тема для Голливуда», – заявил он. «История о трех врачах, один из которых еврей, практикующих с поддельными документами, которые обманули СС поддельной болезнью, спасая евреев от неминуемой депортации». «Синдром К», который выходит онлайн и на VOD-платформы 16 августа после показа на еврейском кинофестивале, рассказывает эту малоизвестную, достоверную историю: как три врача в больнице в Риме защитили группу евреев от нацистов в 1943 и 1944 годах, изобретя поддельное инфекционное заболевание под названием «Синдром К». Перспектива подхватить эту болезнь удерживала нацистов, оккупировавших Рим после падения Муссолини, подальше от больницы до тех пор, пока союзники не освободили город в июне 1944 года.

Эдвардс, который провел большую часть своей карьеры в качестве композитора, не еврей — он был воспитан католиком, — но вырос в Анн-Арборе, штат Мичиган с большой еврейской общиной. Он рассказал JTA, что идея фильма пришла ему в голову, когда он увидел мем об истории «Синдрома К» в «Фейсбуке» (управляющая социальной сетью компания «Meta» признана в РФ экстремистской организацией). И был потрясен, обнаружив, что никто никогда раньше не снимал документальный фильм об этом. Больница Фатебенефрателли находилась очень близко к еврейскому гетто в Риме. Там и работали три врача – Витторио Сакердоти, Джовани Борромео и Адриано Оссичини. Сакердоти был евреем, в то время как двое других были католиками.

Борремео, который, помимо прочего, защищал семью одного из своих наставников – евреев, признан «Праведником народов мира». Евреев содержали в больничных палатах, признанных опасными инфекционными. «Нацисты подумали, что это рак или туберкулез, и разбежались, как кролики», – рассказал Сакердоти ВВС в 2004 году. Точное число спасенных евреев, согласно фильму, неизвестно, хотя в различных исторических источниках оно исчисляется десятками. «Я думаю, что эта история была такой секретной, поскольку врачи не хвастались тем, что они сделали, и не говорили об этом много», – заявил Эдвардс. Он добавил, что история «Синдрома К» настолько туманна, что в книге покойного историка Роберта Каца «Битва за Рим: немцы, союзники, партизаны и Папа Римский, сентябрь 1943 – июнь 1944», которая считается фундаментальной книгой о нацистской оккупации города, об этом не упоминается.

Когда Эдвардс впервые начал работать над фильмом в 2018 году, он узнал, что Оссичини все еще жив и ему 98 лет. Связавшись с итало-еврейской журналисткой по имени Ариэла Пьяттелли, Эдвардс и его продюсер отправились в Рим и взяли интервью у доктора. Во время этой поездки он также поговорил с братьями, которые пережили больницу в детстве, и Пьетро Борромео, сыном Джовани Борромео. И Оссичини, и Борромео-младший скончались в течение года после интервью. Для интервью с другими участниками фильма Эдвардс использовал Фонд «Шоа» Университета Южной Калифорнии, который собрал и заархивировал интервью с более чем 55000 свидетелей. Этот архив включал интервью с Сакердоти, сделанное незадолго до его смерти и, как полагают, единственное, которое он когда-либо давал. Врач никогда не был женат и не имел детей, и нет никаких записей о том, где он похоронен.

Эдвардс был благодарен Фонду «Шоа», основанному Стивеном Спилбергом, за то, что он включил в свой архив систему тегов, которая позволила найти интервью с выжившими в больнице, о которых создатели фильма ранее не знали. «У нас не было бы фильма без Сакердоти», – заявил Эдвардс. «Если я когда-нибудь встречу Спилберга, я собираюсь поблагодарить его». Оссичини и Пьетро Борромео – не единственные персонажи из «Синдрома К», которые с тех пор скончались. Знаменитый актер Рэй Лиотта озвучил закадровый текст. Он умер 26 мая в возрасте 67 лет во время съемок фильма в Доминиканской Республике. Эдвардс рассказал, что он был немного знаком с Лиоттой, когда их дочери вместе ходили в школу в детстве. Он связался с актером, чтобы оценить его интерес к фильму, и «две недели спустя он в моей студии». Лиотта записал весь рассказ за три часа, за один день в конце 2019 года. Эдвардс, который является уроженцем Италии по линии своей покойной матери, особенно оценил легкость, с которой Лиотта справлялся со многими трудными итальянскими именами и местами в этой истории. «Он вошел, и это непростая работа: это больница Фатебенефрателли, Адриано Оссичини, Джовани Борромео, Витторио Сакердоти, все римские имена плюс все немецкие имена, весь этот словарный запас», – сказал Эдвардс. «И с ним было так весело работать, супер-забавный, профессионал высшего уровня, матерщинник, масса ругательств, мы просто смеялись, мы веселились… нам просто было так жаль терять этого парня».

Режиссер всегда был поклонником Второй мировой войны, и два его дяди воевали. Но он очень хорошо помнит, как впервые узнал о Холокосте. «Когда мне было, наверное, 12 или 13 лет, я смотрел телевизор субботним утром… когда я увидел один из этих документальных фильмов о Холокосте, где были показаны все зверства и ужасы. И я был просто в ужасе — я понятия не имел, я еще не дошел до этого урока истории в школе!» Он спросил своего отца, который объяснил ему это. Холокост, конечно, может быть тяжелой и удручающей темой, особенно когда человек погружен в нее на длительный период времени.

Как Эдвардс справился с этим бременем?

«Сама история была больше об угрозе зверств», – сказал он, отметив, что 80% итальянских евреев пережили Холокост, что было гораздо выше, чем в большей части Европы. «Это история о том, как люди проявляют себя очень, очень хорошо, несмотря на то, что другие люди проявляют себя очень, очень плохо. И это то, что действительно привлекло меня в ней». Эдвардс рассказал, что он собрал команду, чтобы попытаться снять полнометражную киноверсию истории о «Синдроме К». В то же время он ценит иронию времени появления документального фильма. «Ты не можешь все это выдумать», – заметил он. «Снимать фильм о фальшивой болезни в разгар пандемии – это просто ирония судьбы».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции