Музей Холокоста в Нью-Йорке использует личные вещи, чтобы рассказать историю прожитых и потерянных жизней
Дневник маленького ребенка, любимая кукла, поваренная книга семейных рецептов, табель успеваемости, свиток Торы, вывезенный контрабандой в США, и серебряная ложка, найденная среди обломков концлагеря. Все эти объекты выставлены на выставке «Холокост: на что способна ненависть», обширной новой постоянной экспозиции в Музее еврейского наследия в Нижнем Манхэттене, которая открылась в праздничные выходные, пишет журналистка «New York Jewish Week» Джулия Гергели.
Выставка посвящена индивидуальным человеческим историям и жизням евреев до, во время и после Холокоста. Выставка площадью 12000 квадратных футов пытается пролить новый свет на образование в области Холокоста, создавая убедительный нарратив о Холокосте, антисемитизме, еврейском сопротивлении и упорстве. Выставка объединяет отдельные истории 750 предметов и артефактов, а также свидетельства от первого лица, фотографии и текст.
Для Джуди Баумель-Шварц, куратора выставки и исследователя Холокоста в Университете Бар-Илан, работа над выставкой «была одним из высших достижений в моей профессиональной карьере». «Как историк, специализирующийся на Холокосте, я всегда рассказывала своим студентам с помощью историй и документов о том, что произошло и почему это произошло», — заявила она в пресс-релизе. «Здесь я впервые могу показать людям, как это произошло и с кем это произошло, с помощью сотен объектов и графики».
Одним из таких экспонатов является белая эмалированная чаша, принадлежавшая семье Бурбеа, которая впервые была отправлена в концлагерь Джадо для ливийских евреев. Им разрешили взять с собой только несколько предметов, когда их затем депортировали в лагерь Чивителла-дель-Тронто в Италии, а оттуда отправили в Берген-Бельзен в Германии. Чаша осталась у них — когда в 1944 году в Берген-Бельзене родился их младший сын, семья использовала ее, чтобы отнести мальчика к моэлю для обрезания. Баумель-Шварц подарила чашу музею для использования в экспозиции — ее подарила ей более 40 лет назад мать семьи Бурбеа, которая выжила. «Она посмотрела на меня и сказала: «Ты начинаешь учить этому всех нас. Чаша сделала для нас все, что было нужно. Нам она больше не нужна. Но я хочу, чтобы ты взяла ее. Я хочу, чтобы ты показала ее своим ученикам и рассказала нашу историю», — вспоминает Баумель-Шварц.
По словам Майкла Беренбаума, исследователя Холокоста и консультанта выставки, цель демонстрации этих типов объектов — оживить и усилить нарратив о Холокосте с помощью историй от первого лица. «Мы верим в рассказывающий истории музей», — заявил он, отметив, что выставка основана на полном названии и миссии музея: «Музей еврейского наследия — живой памятник Холокосту». Для оставшейся в живых Тоби Леви, которая находится в составе музейного «Бюро выживших, рассказывающих свои истории» путешествует по городу, рассказывая свою историю, выставка является напоминанием о том, что нужно свидетельствовать. Хотя у нее нет никаких личных вещей на выставке, Леви все же высоко оценила ее способность делиться рассказами о Холокосте.
Родившаяся в 1933 году в Польше в ортодоксальной еврейской семье, Леви и ее семья скрылись в 1942 году, будучи спрятанными другом-неевреем. Она и восемь членов ее семьи скрывались до 1944 года и находились в лагере для перемещенных лиц до 1949 года, когда им удалось иммигрировать в Соединенные Штаты. «Каждый раз, когда я рассказываю о своей истории, я заново переживаю ее», — заметила она. «Музей создал эту прекрасную экспозицию как раз для обучения».
Чтобы дать полное представление о Холокосте, выставка сначала рисует картину процветающих еврейских общин Европы до прихода к власти нацистов. «Яркое, жизненно важное, живое сообщество, которое понятия не имеет, что их время ограничено, что они находятся на грани уничтожения», — заметил Беренбаум. В одном разделе экспозиция посвящена апрелю 1943 года, освещая несколько сюжетов: в этом месяце евреи в Варшавском гетто сопротивлялись своим мучителям; Гитлер и нацистские коллаборационисты были заняты реализацией своего «окончательного решения», строя крематории в Аушвице; американские и британские власти остались в стороне с пустыми словами и нерешительными действиями на конференции на Бермудах. Чтобы создать контекст для Холокоста, выставка усердно работает над тем, чтобы определить, кто такие евреи, и сколько культур и общин было утрачено во всем мире в результате Холокоста, от Ирана и Ливии до Греции и Восточной Европы.
Другой раздел связывает нацистский антисемитизм с антисемитскими кампаниями на протяжении всей истории, включая крестовые походы, инквизицию и русские погромы. В других разделах представлены нацистская пропаганда и антисемитские карикатуры, демонстрирующие навязчивое и коварное качество нацистского антисемитизма.
Название выставки «Что может сделать ненависть» предлагает посетителю задуматься о проявлениях ненависти в современном мире и о том, насколько разрушительными могут быть ее последствия, если с ними не бороться. «То, что мы видели за последние пять-шесть лет, — это то, что я и все мы думали, что никогда больше не увидим, и теперь мы видим это», — заявил председатель попечительского совета музея Брюс Ратнер на пресс-конференции, посвященной анонсу выставки. «К сожалению, Холокост — это критерий, по которому измеряются все сегодняшние события, но это делает цель музея — рассказать его историю еще более важной». «Память о прошлом должна была преобразовать будущее», — заявил Беренбаум. «К сожалению, мы живем в мире, в котором это приобрело большую актуальность — в наши дни, в наше время, в те самые месяцы, когда мы готовили эту выставку». «Сопротивление приобрело новый смысл, иммиграция приобрела новый смысл, вторжение приобрело новый смысл, а человеческая солидарность перед лицом зла приобрела новый смысл», — добавил он.
Выставка сопровождается описательным аудиогидом, доступным в приложении «Bloomberg Connects», которое бесплатно доступно удаленным слушателям. Информацию о билетах и часы посещения можно найти на сайте музея.