Может ли изучение древних чернил пролить свет на загадки свитков Мертвого моря?
Может ли изучение чернил, используемых для написания свитков Мертвого моря, помочь ученым разгадать тайны, все еще окружающие эти свитки? По словам Айры Рабин, старшего научного сотрудника Федерального института материаловедения и тестирования в Берлине и Центра изучения рукописных культур в Гамбурге, ответом на этот вопрос является внятное «да».
Древние еврейские мудрецы хорошо понимали важность чернил в еврейской практике. «Рабби Меир сказал: “Когда я был у рабби Ишмаэля, я обычно клал железный купорос в чернила (которыми я писал свитки Торы), и он ничего мне не говорил. Когда я пришел к рабби Акиве, он запретил мне это”», — говорится в отрывке из Талмуда в трактате «Эрувим» (13a). В нескольких местах Библии упоминается письмо как действие или просто необходимость нечто записать. Из этого возник вопрос мудрецов, что представляет собой письменность.
Начиная со времен Мишны, раввины обсуждали проблему в нескольких аспектах: от запрета писать в шабат до характеристик кошерного свитка Торы (пригодного для публичного чтения в синагоге), а также других объектов, таких как свитки тфилин и мегилы. Упоминались ингредиенты, которые можно использовать для производства чернил. Несколько веков спустя Маймонид систематически освещал эти вопросы в своем труде «Мишне Тора». Сегодня изучение рукописей предлагает ученым сокровищницу информации — внешне скрытой, — дополняя собой ту, что уже представлена самими текстами, как объяснила Рабин после семинара, посвященного выявлению и исследованию исторических типов чернил, прошедшего в Национальной библиотеке Израиля.
«Материальность рукописи является частью самой рукописи, и она предлагает много информации о времени, месте, технологическом развитии того периода, когда была создана», — пояснила Рабин. Она отметила: хотя изучение чернил и раньше было важным делом для сохранения древних рукописей, особенно из‑за коррозийной природы некоторых типов чернил, понимание этой проблемы как археологической дисциплины возникло лишь недавно. На семинаре Рабин подчеркнула, что центр, где она работает в Германии, фокусируется на преодолении разрыва между гуманитарными науками, естественными науками и технологиями и делает это, помогая палеонтологам, археологам и другим ученым. По словам Рабин, многое можно обнаружить, проанализировав свитки Мертвого моря, которые являются одной из областей ее научного интереса.
В своих исследованиях она уделяет особое внимание пергаментам. Свитки Мертвого моря — это фонд из десятков рукописей, относящихся к периоду между III веком до новой эры и I веком новой эры, которые были обнаружены в одиннадцати пещерах недалеко от Кумрана. Они включают в себя и наиболее древние рукописи из известных копий фрагментов еврейской Библии, и другие религиозные писания. Свитки хранятся в Музее Израиля в Иерусалиме. «Чернила свитков Мертвого моря пока еще не были должным образом изучены, и я надеюсь, что Израильское управление древностей вскоре разрешит это сделать», — подчеркнула Рабин. Она также упомянула, что некоторые из рукописей были проанализированы в 1990‑х, в том числе одна из них, «Апокриф Бытия», которая почти полностью оказалась разрушена из‑за используемых чернил, что очень необычно, потому что коррозийные типы чернил появились намного позже, лишь в средние века. «Большинство свитков Мертвого моря написано угольными чернилами — самыми древними на земле, которые используются как минимум с 2000 года до новой эры и вплоть до наших дней», — отметила Рабин, добавив, что угольные чернила создаются путем диспергирования частиц углерода в связующем веществе и не вызывают коррозии. «Однако мы не знаем, присутствовали ли и другие материалы, особенно металлы, в чернилах, в частности в некоторых из рукописей», — говорит Рабин.
Один из вопросов, который интригует ученых в этой области: почему в какой‑то момент, после использования определенного типа чернил в течение многих столетий, если не тысячелетий, люди начинали использовать другие материалы. «Я лично связываю это с фигурой Александра Великого, который создал великую империю, что вызывало потребность во все большем количестве чернил. Поскольку угольные чернила были дорогими, люди начали подделывать их с помощью других веществ, — отмечает Рабин. — Думаю, очень важно продолжить изучение чернил свитков Мертвого моря, потому что знание о материальности рукописей многое может дать нам. Я очень надеюсь, что смогу создать трехмерную или четырехмерную социально‑географическую карту времен и мест, где люди использовали различные чернила от IV века до новой эры до VI–VII веков новой эры», — заключила эксперт.
Оригинальная публикация: Could studying ancient ink help shed new light on the Dead Sea Scrolls?