“Моссад” рассказал, как был схвачен Эли Коэн
12 декабря “Моссад” впервые сообщил, каким образом был раскрыт в 1965 году его знаменитый разведчик Эли Коэн, пишет журналист “The Jerusalem Post” Йона Джереми Боб.
Директор “Моссада” Давид Барнеа раскрыл содержание последней телеграммы Коэна агентству от 19 января 1965 года, а также то, что эта телеграмма была перехвачена. На протяжении десятилетий велись споры о том, был ли Коэн, который предоставил “Моссаду” важную информацию о высокопоставленных сирийских чиновниках и вооружениях в 1961-1965 годах, пойман потому, что его кураторы слишком сильно давили на него, или он сам слишком сильно рисковал. Барнеа, выступавший на открытии нового музея, названного в честь Коэна, рассказал, что публикация последней телеграммы была частью попытки дать понять, что никто не “виноват”. И что иногда даже лучшие из разведчиков – а он назвал Коэна легендой за его вклад – могут быть пойманы настойчивой контрразведкой врага.
Кем был Эли Коэн?
Коэн много тренировался и провел время в Южной Америке, чтобы создать надежную легенду о себе как о бизнесмене, имеющем прочные связи с Сирией, и сумел подружиться с целым рядом высокопоставленных сирийских чиновников. Однако некоторые сирийцы уже относились к нему с подозрением после внутреннего переворота в 1963 году, и Сирия также получила из СССР новые технологические инструменты для обнаружения нелегальных радиопередач. Несмотря на разоблачение Барнеа, некоторые историки будут продолжать утверждать, что Коэн хотел остаться в Израиле в 1964 году и был обеспокоен возвращением в Сирию на еще один период работы под прикрытием – период, в течение которого он в конечном итоге был пойман.