Мода на используемый при изучении Талмуда метод обучения охватывает Южную Корею
В 2014 году Ким Хе Ген обнаружила, что смотрит в образовательную пропасть. Мать двоих детей живет в помешанной на образовании Южной Корее, стране, где родители ежегодно тратят 17 миллиардов долларов на частные уроки.
Дети начинают учиться рано-83% детей в возрасте 5 лет получают частное образование — и этот темп продолжает расти, пока в возрасте 18 лет школьники не сдадут сунунг, ужасный восьмичасовой вступительный экзамен в университет. Завалишь сунунг, и перспективы найти хорошую работу резко снизятся. Проходите с блеском, и вы можете получить желанное место в университете, находящемся в топе рейтинга. «Я ненавидела идею отправлять своих детей в частные училища, где учителя втискивают информацию в молодые головы, не думая о воспитании среди них креативности», – сказала Ким Хе Ген. «Когда мои дети были моложе, я читала им книги или брала их с собой вместо того, чтобы отправлять в училища. Но когда они стали старше, я начала беспокоиться о том, что результаты их школьного обучения пострадают в результате моих решений».
Ким Хе Ген оказалась в этом затруднительном положении, когда случайно наткнулась на книгу корейского автора о новом методе обучения. Это была хеврута, метод, используемый изучающими Талмуд, в котором пары студентов спорят и задают друг другу вопросы, основанные на древних раввинских текстах. «Когда я прочитал о хевруте, я сразу ощутила эмоциональную связь», – сказала Ким Хе Ген. «Это было направление обучения, о котором я мечтала. Я думала, что мое сердце разорвется от радости».
Большинство южнокорейцев никогда не встречали еврея. Помимо небольшого Бейт-Хабада в столице страны и нескольких неофициальных групп (в основном светских) еврейских экспатов, еврейская община Южной Кореи практически не существует. Таким образом, южнокорейцы почти ничего не знают о том, как живут евреи, что они едят (и не едят) или во что они верят. Тем не менее, есть один факт о евреях, который может рассказать каждый кореец. «Евреи составляют всего 0,2 процента населения мира, но 23 процента лауреатов Нобелевской премии – евреи», – рассказывает студент из Сеула Чхве Чже-Янг. «И несмотря на все время и деньги, которые мы тратим на образование, только один кореец получил Нобелевскую премию. Это раздражает многих корейцев. Это заставляет нас хотеть узнать секреты евреев». Некоторые южнокорейцы считают, что ключ к раскрытию таких «секретов» можно найти в еврейском подходе к образованию.
«Корейцам не нужно подражать еврейскому вероисповеданию, – сказал исследователь образования Сеол Донг-ю, – но нам нужно копировать то, как евреи учат своих детей». Результатом являются десятки частных учебных заведений использующих хевруту с многочисленными филиалами в крупных городах по всей стране, которые обслуживают всех, от малышей до взрослых. Некоторые используют талмудические тексты на корейском языке, в то время как другие занимаются по полностью светским программам. Ким Чжон Вань, который руководит одним из таких учебных заведений – Ассоциацией культуры хевруту, – объясняет, что еврейской системе образования Южной Кореи уже более 40 лет. Это началось в середине 1970-х годов, когда корейские переводы вдохновленных Талмудом историй раввина Марвина Токайера, американского военного капеллана, служившего в Японии, впервые появились в книжных магазинах Сеула. Истории Токайера пользовались безудержным успехом.
Талмуд, обширный еврейский и арамейский сборник законов и знаний первого тысячелетия, по сути, получил распространение в Южной Корее: за прошедшие десятилетия появились сотни корейских версий Талмуда, в основном основанные на англоязычных переводах и комментариях. Они варьируются от книжек с картинками для детей до более толстых, более громоздких томов для взрослых. Но южнокорейская талмудическая лихорадка также вызвала восхищение еврейскими знаниями среди интеллектуалов – то, что породило всевозможные замечательные публикации, в том числе перевод на корейский язык Агады, книги, которую евреи читают на пасхальном седере. И, как объясняет Ким Чжон Ван, интерес к Талмуду в конечном итоге привел корейских ученых к изучению того, как евреи изучают религиозные тексты.
Они начали изучать ешивы, академии, которые посвящены изучению Талмуда. Консультанты из Южной Кореи посетили некоторые из самых оживленных центров изучения Талмуда в Израиле. То, что они обнаружили внутри, потрясло их сердца: обширные залы, сотрясались от шума горячих студенческих дискуссий, а голоса учителей нигде не были слышны. Пары учивших Талмуд — слово «хеврута» происходит от еврейского корня, означающего «друг» или «компаньон» – спорили в оживленной дискуссии по текстам, анализируя их логику и обсуждая ряд письменных вопросов, заданных учителями.
Для многих южнокорейских мыслителей это был «секрет», к которому они стремились с 1970-х годов: методология обучения, которая добавила динамизм в учебу на основе книги убрала учителя в качестве координационного центра уроков. Долгий путь Ким Чжон Вана в хевруту начался в 2001 году, когда его академический знакомый предложил ему использовать Талмуд в качестве учебного пособия для своего сына, которому тогда исполнился всего год. «Я продолжал исследовать эту тему. Я был очарован», – сказал он. Ким Чжон Ван продолжал изучать иврит в Израильском культурном центре, филиале посольства Израиля в Сеуле. «В конце концов я начал пытаться перевести часть оригинального текста Талмуда на корейский язык, используя в качестве ориентира перевод на английский язык Шоттенштейна», – сказал он. «В этом месяце я еду в ешиву в Израиле, где я буду учиться в течение месяца. Нееврею, как я, было нелегко поступить туда, но мне как-то удалось».
Фактически, большинство ортодоксальных иешив следуют политике тактичного отговаривания неевреев от изучения Талмуда. Южнокорейские ученые, однако, кажутся неустрашимыми. Скептики призывают к осторожности, отмечая, что увлечения в южнокорейском образовании имеют тенденцию приходить и уходить, особенно в ультраконкурентном мире частных академических учреждений. Критики предупреждают, что в то время, как ее поборники в настоящее время поют похвалы хевруте в телевизионных ток-шоу, это явление может оказаться еще одной однодневкой. Но доказательства говорят об обратном. Методология быстро завоевывает популярность, переходя из частных учебных заведений в обычные классы.
В декабре один из крупнейших профсоюзов учителей страны, Корейская федерация ассоциаций учителей, заключил меморандум о взаимопонимании с Ассоциацией культуры хевруты. В результате этого партнерства множество школьных учителей узнают, как начинать учебные занятия в стиле хевруты. «Здесь появилось много новых образовательных тенденций», – сказал Ли Хе-Санг из федерации учителей. «Большинство выходят из моды примерно через пять лет после того, как не выполнили обещания своим поклонникам. Но хеврута отличается. У нее есть история, уходящая вглубь веков».
Система может найти применение в школах, домашних хозяйствах и даже на предприятиях». Даже дошкольники начинают участвовать в этом. Детский сад «Йочжанг», дошкольное учреждение в северной части Сеула, недавно добавил модули хевруты в свою учебную программу. Дети слушают истории из Талмуда, а затем вступают в дискуссии со сверстниками в стиле хевруты. «Мы хотели найти веселую, живую модель занятий в классе, которая способствовала бы творчеству, но также помогла бы получить нравственное воспитание», – сказал директор Чжанг Геум Сук. «Кажется, хеврута отвечает всем этим требованиям». Родители также считают, что они могут сыграть свою роль.
Когда она начала больше читать о том, как еврейские ученые практикуют хевруту в ешивах, Ким Хе Ген начала думать о том, как адаптировать ту же методологию дома. Она начала с семейных чтений книжек с картинками, поощряя мужа и детей задавать друг другу вопросы в стиле хевруты на каждом шагу. «Это открыло целый мир невыраженных мыслей и чувств», – сказала она. «Мы обнаружили, что на заданные нами вопросы нет правильных или неправильных ответов. Весь процесс стал и поучительным, и веселым». Ким Хе Ген продолжила применять свою методологию «домашней хевруты» к ряду светских предметов, включая математику, языки и науку, и закончила тем, что написала две популярные книги с изложением своих методов. «Обучение в стиле хевруты, основанное на дискуссии, эффективно для детей, готовящихся к экзаменам», – сказала она. «Это помогает им сформировать эмоциональную привязанность к безлично выглядящим учебным материалам, которые в противном случае довели бы их до слез».