Новости

Лондонская Винеровская библиотека – старейший в мире архив Холокоста. Она все еще собирает материал

16 января, 12:00 История, Холокост
Поделиться

В записных книжках, которые он держал при себе во время двухлетнего заключения в транзитном лагере Терезиенштадт, есть два портрета Филиппа Манеса, ведущего немецко-еврейского бизнесмена начала 20 века, пишет журналист JTA Джейкоб Джуда. Оба нарисованы незадолго до того, как Манес был депортирован в Освенцим в октябре 1944 года, и очень сильно отличаются друг от друга.

На одном из портретов Манес изображен в виде старика с усталыми глазами и дряблой кожей. Другой изображает его как героическую фигуру, подобную Гете, с сопроводительным посвящением, в котором он описывается как «культурный первопроходец Терезиенштадта». Подобное посвящение появилось потому, что в те трудные годы, которые Манес провел в Терезиенштадте, он стал центром невероятного культурного расцвета десятков еврейских интеллектуалов. Манес провел более 500 лекций, спектаклей и музыкальных представлений, собрав многих лучших и ярких евреев Европы для кратких моментов нормальной жизни в гетто. Его записные книжки, которые дают редкое свидетельство о жизни во время Холокоста, являются лишь некоторыми из более чем миллиона документов, хранящихся в лондонской Винеровской библиотеке, старейшем в мире архиве Холокоста.

«Это совершенно уникальные документы», – заметил Тоби Симпсон, директор библиотеки, листая страницы одной из записных книжек Манеса. Симпсон прошел через архив Винера и раздвинул две металлические полки в подвале узкого здания архива. Он расположен между двумя другими кирпичными зданиями на оживленной Рассел-сквер в центре Лондона, почти скрытый от большинства прохожих. Полки расступаются, как Красное море, открывая стопки аккуратно подшитых и пронумерованных коробок, содержимое, которые детально отображает рост антисемитизма в Германии с 1920-х годов и его трагические последствия. Основанный в 1933 году как Еврейское центральное информационное бюро, которое сформировалось на основе другого бюро, которым Альфред Винер руководил в Берлине 1920-х годов, этот институт был создан для мониторинга немецкого антисемитизма. Большая часть коллекции была собрана до и во время Холокоста. Тысячи газет, брошюр, фотографий и других документов, которые были собраны, говорят о том, что исследователи и беженцы, работавшие в институте, считали важным сохранить.

«Из-за этого она имеет динамический характер», – говорит Симпсон. «Уникальность библиотеки в том, что она возникла во время Холокоста и до него». Винер, учившийся на арабиста и награжденный ветеран Первой мировой войны, был обеспокоен антисемитскими теориями заговора, популярными в Германии после Первой мировой войны, и занялся мониторингом и борьбой с ультраправым подпольем Германии. Его первая брошюра «Прелюдия к погромам» была опубликована в 1919 году и предупреждала – пророчески – что ультраправые и милитаристские течения немецкого общества были очарованы идеей организованного насилия против евреев Германии. Он начал собирать брошюры, книги и листовки, пытаясь отследить немецких ультранационалистов, и открыл офис при главном представительном органе немецких евреев.

К середине 1920-х годов он публично дискутировал с немецкими националистами — как в печати, так и в публичных дебатах — и в 1925 году написал критику гитлеровской «Майн кампф». К тому времени, когда Гитлер пришел к власти в 1933 году, Винеру было небезопасно оставаться в Германии. Он перенес свои операции в Амстердам, откуда его сотрудники создали сеть, которая могла предоставлять информацию о еврейской жизни по всему Третьему рейху. «К тому времени, когда Гитлер пришел к власти, они уже достаточно хорошо понимали, что нужно сохранить», – сказал Симпсон. «Они были новаторами, например, в сборе газетных вырезок, ультраправых эфемерных (не предназначенных для долгосрочного хранения) материалов и брошюр». «Это вещи, которые часто терялись в других коллекциях», – добавил Симпсон.

Типичной для работы Вайнера является необычная брошюра, выпущенная в 1935 году еврейской парой беженцев, которая путешествовала на машине по Германии, чтобы сфотографировать антисемитские дорожные знаки. Фотографии, которые были представлены и распространены на мероприятии в Амстердаме в 1935 году, рисуют тревожную картину нацификации Германии. «Евреям здесь не рады!» кричит один знак. «Братство с евреями ведет к исключению из деревенской общины», – говорится в другом на окраине небольшой деревни. Однако «Хрустальная ночь» все изменила.

Свидетельства очевидцев хлынули в амстердамский офис Винера от евреев из Германии и Австрии. Исследователи, многие из которых бежали вместе с Винером в 1933 году, начали сбор свидетельств – 305 из них остались в коллекции музея – которые были сохранены и включены в срочные отчеты, отправленные политикам и в газеты по всему миру. «Когда вы здесь сталкиваетесь со многими документами, – добавляет Симпсон, – часто возникает чувство удивления, паники или сомнения, которое пронизывает сами документы». В 1939 году, предвидя будущие события, Винер перевез архив в Лондон, где наладил тесные связи с британской еврейской общиной.

На протяжении всей войны Винер и его коллеги собирали информацию из Германии и оккупированной нацистами Европы. Они публиковали двухнедельный дайджест информации, полученной от проверенных информаторов, беглецов и газет по всей Европе, которые начали собирать воедино систематическое разрушение еврейских общин в Европе. В одном из выпусков «Jewish News» в сообщении, полученном от корреспондента JTA в Лондоне, отмечалось, что польские эмигранты в Лондоне получали сообщения о «концентрационных лагерях Освенцима». Освенцим, в котором, как сообщалось, было всего «15000 заключенных», позже стал более известен под своим немецким названием – Аушвиц.

«Я думаю, что иногда у людей возникает неправильное представление о том, что никто ничего не знал до конца. И что только после британского освобождения концентрационного лагеря Берген-Бельзен было полностью осознано то, что произошло», – заметила Барбара Варнок, библиотекарь и менеджер по образованию. «У нас есть все, чтобы показать, что определенные вещи доходили до людей в Британии о Холокосте по мере его развития». Информация, собранная Винером и его соратниками до и во время Второй мировой войны, стала частью доказательств, представленных на послевоенных судебных процессах, включая Нюрнбергский процесс и суд по делу Адольфа Эйхмана в Иерусалиме в 1961 году.

Уже к 1950-м годам коллеги Винера начали один из самых ранних исторических проектов по сбору свидетельств очевидцев Холокоста со всей Европы. В 1960-х они начали одну из первых попыток раскрыть и собрать свидетельства о геноциде цыган в Европе. Было собрано более 1000 свидетельств, что позволило сохранить голоса и воспоминания, которые, как правило, не записывались на бумаге ранее. «Вы получаете реакции от людей постарше», – рассказала Варнок. «Они также отличаются от многих послевоенных рассказов, поскольку давались в судебном контексте на судебных процессах или в контексте, на который влияли местные обстоятельства».

Несмотря на то, что Холокост со временем отступает все дальше, усилия библиотеки по сбору информации только активизировались. «К нам по-прежнему обращаются каждую неделю с пожертвованиями», – сказал Варнок. Однако библиотека все чаще стремится стать центром как просвещения о Холокосте, так и предупреждения об антисемитизме, геноциде и фашизме. В 2021 году ее партнерский сайт «The Holocaust Explained» получил более двух миллионов уникальных просмотров из 200 стран мира, что сделало его одним из самых популярных сайтов по вопросам Холокоста в мире. Также регулярно проводятся выставки, лекции и конференции, иллюстрирующие последние исторические исследования Холокоста, проведенные с помощью сокровищницы документов, собранных Винером. Взгляд в читальный зал, где хранится часть из 85000 книг, имеющихся в библиотеке, свидетельствует о важности для историков материалов Винера.

Исследователи ломают голову над документами, принесенными из подвала. Снаружи на улице шумят студенты из соседней Школы африканских и востоковедных исследований – одного из четырех главных университетов Лондона. Персонал Винеровской библиотеки, зарекомендовавший себя среди исследователей как дружелюбные и отзывчивые люди, предлагает помощь молодым ученым посредством бесед, советов и семинаров, таких как еженедельные «Доктор философии и чашка чая». Библиотека также стала домом для документов и свидетельств других геноцидов.

В последние годы архив получил документы о преследовании ИГИЛ (запрещена в РФ) этнической группы езидов в Ираке и Сирии, о нарушениях прав человека в Мьянме и о преступлениях против человечности в Дарфуре – все эти документы были представлены в качестве доказательств в международные трибуналы. Библиотека также иногда выпускает заявления, предупреждающие о современных проблемах, которые она считает актуальными, и тесно сотрудничает с антифашистскими организациями в Великобритании, включая «Надежду, а не ненависть». Она пыталась поднять тревогу по поводу преследования уйгуров в Китае, а также по поводу антисемитской и ультраправой деятельности в Великобритании. «Нам нравится думать о себе как о наборе инструментов для других», – заявил Симпсон. «Мы рассматриваем себя как часть усилий по противодействию отрицанию Холокоста и повсеместному противодействию предрассудкам. Мы понимаем, в чем мы хороши – это снабжение других инструментами, которые им нужны для этого». «Альфред Винер и основатели института считали себя частью борьбы», – добавил он. «Мы родом из одного и того же места и признаем, что теперь другие будут в лучшем положении, чем мы, чтобы быть на передовой — например, бросать вызов фашистам».

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции