Новости

Лидеры ортодоксальных евреев советуют своим последователям делать прививки от Covid-19. Будут ли их слушаться?

22 декабря 2020, 19:00 коронавирус
Поделиться

В начале своего еженедельного видеоурока Торы раввин Ашер Вайс сообщил своим зрителям, что собирается затронуть скандальную тему. «Я знаю, что не всем понравится то, что я говорю», – заявил Вайс, ведущий юридический авторитет среди ортодоксальных евреев в Израиле с большим количеством последователей в Соединенных Штатах. «Но, если я не выскажу свое мнение, думаю, это будет грех», сообщает JTA.

Что же было щекотливой темой его урока? Вакцина от Covid-19. После часового занятия, наполненного мнениями галахических авторитетов, Вайс вынес свой вердикт: «Когда мы решаем вопрос о том, следует ли принимать вакцину, наш ответ: да. Определенно да». «Каждое новое лекарство или медицинская процедура может иметь долгосрочные последствия, но мы всегда стараемся найти правильный баланс между тем, что необходимо сейчас, и тем, что теоретически может произойти в будущем», – заявил он. «Люди умирают, люди страдают, и мы могли бы облегчить эту боль, уменьшить страдания и спасти многих людей. Насколько нам известно, это безопасная вакцина».

Урок Вайса перекликается с тем, что говорят медицинские чиновники и раввинские авторитеты во всем мире. Практически все лидеры ортодоксов призывают свои общины доверять медицинскому консенсусу и принимать вакцину, когда она станет доступной, а в Израиле многие уже сами публично делают прививки. Тем не менее ортодоксальные медицинские работники и лидеры общин действительно беспокоятся о том, что значительное меньшинство в общине не прислушается к их руководству. Они указывают на скептицизм в отношении вакцины среди населения в целом из-за того, что некоторые ведущие ортодоксальные раввины в прошлом высказывались против вакцинации, а также озабоченности по поводу скорости разработки вакцин и политизации вопроса об эпидемии коронавируса. Они также указывают на пагубные последствия дезинформации. И они опасаются, что ошибочные представления о том, что хасиды в Бруклине и городе Бней-Брак в Израиле достигли коллективного иммунитета, заставят людей думать, что вакцина не нужна.

«Большинство спрашивают: «Как мне попасть в список вакцинируемых?» – говорит раввин доктор Аарон Глатт, главный инфекционист и эпидемиолог больницы «Mount Sinai» на Лонг-Айленде, и помощник раввина в большой ортодоксальной синагоге «Young Israel» в Вудмире. Глатт еженедельно выпускает видеоролики о ситуации с поисками лечения от Covid-19, ориентированные в основном на ортодоксальную аудиторию. «Значительное меньшинство имеет разумные, законные опасения по поводу вакцины, и это наблюдается даже среди молодых специалистов в области здравоохранения», – добавил он. «Есть очень маленькая, но активная группа, которая не будет принимать вакцину, несмотря ни на что. Их невозможно убедить. Я не могу их убедить и надеюсь, что Б-г их защитит». В эту небольшую группу в прошлом входили несколько ведущих ортодоксальных раввинов, которые называли вакцины «мистификацией», в том числе до недавних вспышек кори в Бруклине и Израиле.

Итак, когда в начале прошлого месяца появилась листовка, обычно используемая для пропаганды раввинских мнений по общинным вопросам, с заявлением о том, что несколько известных раввинов выступили против вакцинации, было трудно сказать, было ли это заявление реальным. По словам одного из раввинов, на самом деле листовка, в которой утверждалось, что раввины Шмуэль Каменецкий и Малкиэль Котлер, два известных лидера антипрививочников, были среди группы видных раввинских лидеров, выступающих против вакцинации, является фальшивкой. Листовка широко распространилась в Интернете, что побудило Каменецкого сделать заявление, в котором говорилось, что это неправда. Но он также не пропагандирует вакцинацию – вместо этого, по его словам, он не будет занимать какую-либо позицию по этому поводу.

Глатт отметил, что основной причиной скептицизма в отношении вакцин среди ортодоксальных евреев является недоверие к правительству, которое, по его словам, проистекает из долгой истории антисемитской политики в Европе. Но, по его словам, в США такие опасения неуместны. «Эксперименты над евреями — это то, что нацисты делали слишком охотно, поэтому существует определенная боязнь в отношении сотрудничества с правительствами», – сказал он, добавив, однако, что правительство США «заинтересовано в благополучии еврейского народа. Они не собираются причинять нам вред».

Отношения между властями штата и местными властями, и частью бруклинских харедим, или ультраортодоксов, особенно обострились из-за многомесячных споров по поводу ограничений, введенных в связи с эпидемией Covid-19. Когда несколько месяцев назад заболеваемость в хасидских кварталах Бруклина снова начала расти, штат и город начали ограничивать активность жителей, вызвав уличные протесты среди харедим, которые выступали против предписаний и сжигали маски на улицах. Мэр Нью-Йорка Билл де Блазио и губернатор Нью-Йорка Эндрю Куомо также выступили с критикой больших собраний ортодоксальных евреев, таких как свадьбы и похороны, спровоцировав заявления о том, что они выделяют евреев в качестве объектов критики.

Блими Маркус, практикующая медсестра из хасидского района Боро-Парк, говорит, что лучший способ для государственных чиновников достучаться до харедим — это направить информационно-разъяснительную работу через организации, которым они доверяют. Маркус отметила, что она еще не видела, чтобы город и штат предпринимали значимые шаги в этом отношении. «Им необходимо предоставить общине, ее лидерам и общественным организациям ресурсы, чтобы начать информировать общину о безопасности вакцины», – подчеркнула она, указав на такие организации, как «Hatzalah», еврейская служба скорой помощи и «Chai Lifeline», который предоставляет услуги для детей с тяжелыми заболеваниями, как на организации, которые смогли бы убедить многих ортодоксальных евреев принять вакцинацию. «Есть много общественных организаций, пользующихся большим доверием, и общественная поддержка со стороны этих организаций, вероятно, может иметь большое значение», – подчеркнула Маркус, которая публикует в своем твиттер-аккаунте фотографии медсестер из числа ортодоксальных евреек, проходящих вакцинацию.

Израильские лидеры оспаривают данные опроса, согласно которым 40% харедим не хотят вакцинации. На прошлой неделе, после нескольких дней переговоров с представителями Министерства здравоохранения Израиля, несколько ведущих раввинов-харедим одобрили использование недавно разработанных вакцин против Covid-19. Эти усилия уже приносят заметные результаты, поскольку 20 декабря были вакцинированы бывшие и нынешние главные раввины, и мэр Бней-Брак, города населенного харедим. «Вы не должны бояться», – отметил один из бывших главных раввинов Исраэль Меир Лау. «Вакцинация — это обязанность для всех нас».

Ортодоксальные лидеры в Нью-Йорке также обеспокоены ролью дезинформации, которая может отбить у ортодоксальных евреев охоту выстраиваться в очередь за вакциной. Опыт прошлогодней вспышки кори в Нью-Йорке, эпицентр которой находился в православных кварталах Бруклина, является поучительным. Здесь также дезинформация и скептицизм экспертов сыграли роль в низких показателях вакцинации в хасидских кварталах. В видеообращении, опубликованном ранее в этом месяце, доктор Стюарт Дитчек, педиатр-харедим из Бруклина, который, как и Глатт, часто предлагает обновленную информацию об исследованиях Covid-19 и методах лечения во время пандемии для ортодоксальной аудиторию, предостерег людей верить данным из социальных сетей или приложений для обмена сообщениями, таких как «WhatsApp», популярного среди харедим. «Лучшее, что мы можем сделать, — это подавить мельницу дезинформации», – заявил Дитчек. «Не верьте заголовку, потому что он появляется на сайте. Не верьте видео в «WhatsApp», потому что кто-то его выложил».

Ортодоксальные лидеры заявили, что движение против вакцинации среди ортодоксальных евреев отражает аналогичную проблему в обществе в целом. По данным Фонда семьи Кайзер, процент американцев, желающих сделать вакцинацию от Covid-19, растет. Но 27% по-прежнему заявляют, что, возможно, они не будут вакцинироваться. «В целом модель поведения в общине следует подходу в обществе в целом, где есть много опасений по поводу вакцины, скорости ее разработки и опасений по поводу того, насколько она безопасна, опасений по поводу последствий, наступающих позже», – подчеркнула Маркус. «Единственная дополнительная проблема, которую я вижу, — это то, что люди могут думать, что у них уже есть иммунитет». Идея о том, что у бруклинских евреев-хасидов может быть коллективный иммунитет, распространилась в течение лета, когда ранее резко возросшие темпы распространения Covid-19 снизились даже несмотря на то, что люди ослабили меры социального дистанцирования. Медицинские эксперты, однако, оспаривают идею о том, что общины достигли коллективного иммунитета – и даже когда коллективный иммунитет достигнут, люди, не болевшие раньше остаются восприимчивыми, если они сталкиваются с вирусом.

Теперь, когда вакцина начинает распространяться, раввины и врачи, такие как Глатт и Дитчек, а также лидеры, такие как Вайс, призывают своих последователей делать прививки, когда это станет возможным. Центр по контролю за заболеваниями заявил, что вакцина может принести пользу даже тем, кто выздоровел от Covid-19 и имеет естественный иммунитет. В конце прошлой недели «Ортодоксальный союз» (OU) выпустил документ, одобренный галахическими авторитетами, и призывающий ортодоксальных евреев к вакцинации. «Мы не пытаемся убедить антипрививочников», – заявил раввин Моше Хауэр, исполнительный вице-президент OU. «Мы не собираемся прилагать усилия, чтобы изменить их мнение. Мы собираемся добиться роста осведомленности среди подавляющего большинства нашей общины, которое ищет надежных и обоснованных рекомендаций в области общественного здравоохранения». По традиции, говорит Глатт, ортодоксальные евреи придают большое значение мнению своих раввинов, и он отметил, что практически все ортодоксальные лидеры высказались за вакцинацию. Он подчеркнул, что идея о том, что люди должны исследовать вакцины и в первую очередь доверять собственному суждению, исходит из-за пределов общины. «Это влияние светского общества, где отсутствуют авторитеты», – отметил он. «Все берут решения из «Гугла», все решают в Интернете. Больше нет авторитета, которого бы все уважали, потому что у каждого есть своя трибуна». Глатт добавил: «Люди должны понимать, что, то, что они делают, влияет не только на них, но и на общину».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции