Личные карточки жертв Холокоста переданы Еврейскому культурному кварталу Амстердама
Соня Леви была позитивным человеком, производила прекрасное первое впечатление и, согласно личной карточке, которую Еврейский совет Амстердама сделал для нее во время нацистской оккупации, ее важная должность освобождала ее от депортации. Но похвалы в карточке были недостаточно, чтобы спасти Леви, воспитательницу детского сада, которой было чуть больше 20 на момент прихода нацистов, пишет JTA.
Как и более 100000 голландских евреев, ее посадили на поезд в лагеря смерти в оккупированной Польше и убили там в газовой камере. 25 января право собственности на ее личную карточку было передано главному музею общины, к которой она принадлежала. В преддверии Международного дня памяти жертв Холокоста, отмечаемого 27 января, нидерландское отделение Красного Креста передало Еврейскому культурному кварталу Амстердама – объединяющему несколько еврейских учреждений, включая Национальный музей Холокоста в Нидерландах – право собственности на 140000 личных карточек голландских евреев, которые планируется впервые представить публике.
Полный реестр Еврейского совета Амстердама – органа, созданного нацистами для надзора за евреями во время подготовки к их истреблению на всей территории Нидерландов, – является одним из самых полных и хорошо сохранившихся реестров такого рода в Европе. Он необычен тем, что в него включены ссылки на статус и личные качества, отражающие то, что этот реестр, в отличие от большинства других нацистских списков, был составлен евреями для евреев. После Второй мировой войны Красный Крест добавил более чем на 75% карточек дату депортации, написанную красными чернилами – редкое ощутимое напоминание о том, что именно в Нидерландах был самый высокий процент уничтоженных евреев в оккупированной Западной Европе. Из примерно 110000 депортированных евреев выжили лишь несколько тысяч.
Красный Крест передал все свои архивы военного времени, за исключением архива учетных карточек Еврейского совета, в Национальный архив Нидерландов. 25 января Красный Крест передал Архив учетных карточек в собственность Национального музея Холокоста, в котором ведутся ремонтные работы. Реестр будет выставлен на обозрение в следующем году, когда музей снова откроется, говорится в сделанном 25 января заявлении Красного Креста. Указатель «имеет большую ценность не только как архив, но и как музейный памятник и осязаемое напоминание о Холокосте», подчеркивалось в заявлении. Карточки были оцифрованы в 2012 году и доступны для просмотра в Интернете.
Национальный музей Холокоста в Нидерландах в настоящее время разрабатывает выставку для карточек перед повторным открытием. «Чрезвычайно важно, чтобы мы могли показать физическую память обо всех евреях, которые были убиты», – сказал Эмиль Шрайвер, директор Еврейского культурного квартала. Карточки дополнят картину гибели голландских евреев, которую демонстрируют другие архивы.
По данным Национального музея Холокоста, Соня Леви была депортирована в 1944 году в Аушвиц-Биркенау и убита там. Она умерла всего через несколько недель после своего 25-летия. На сайте «Jewish Monument», который включает имена большинства жертв Холокоста в Голландии отмечается, что там же умер и ее муж, слепой архитектор по имени Альфред.
Действия Красного Креста происходят на фоне признания Нидерландами вины за судьбу евреев страны. В 2017 году Красный Крест Нидерландов извинился за то, что слишком упростил жизнь для нацистов и не смог выступить в защиту евреев из-за «недостатка мужества», как выразилась председатель голландского отделения организации Инге Бракман.
В прошлом году премьер-министр Нидерландов Марк Рютте впервые извинился за то, что голландское правительство в изгнании и власти, находящиеся на службе у немцев, «не справились со своими обязанностями по обеспечению правосудия и безопасности» для голландских евреев. На протяжении десятилетий Рютте и его предшественники отклоняли призывы еврейских организаций к извинениям.
Также в 2020 году король Виллем-Александр впервые признал, насколько голландские евреи почувствовали себя брошенными его прабабушкой Вильгельминой, которая бежала в Соединенное Королевство после вторжения немцев. «Сограждане чувствовали себя брошенными, недостаточно услышанными, недостаточно поддерживаемыми даже словами», – заявил Виллем-Александер на церемонии памяти жертв Второй мировой войны и Холокоста. «Даже из Лондона со стороны моей прабабушки, несмотря на ее стойкое сопротивление нацистам. Это то, что не отпускает меня».