Кураторы крупной немецкой художественной выставки извинились за включение в число экспонатов антисемитской работы
Кураторы крупной художественной выставки в Германии принесли извинения за включение работы с антисемитскими элементами, вызвавшей возмущение на открытии мероприятия на этой неделе, сообщает «Associated Press».
Организаторы выставки «Documenta» в Касселе 21 июня приказали индонезийскому коллективу «Taring Padi» убрать мураль под названием «Народное правосудие» после критики со стороны еврейских организаций, а также немецких и израильских чиновников. На мурали был изображен солдат с лицом свиньи, в шейном платке со звездой Давида и «Моссад» — названием израильской разведывательной службы.
«Taring Padi» настаивает на том, что работа, которая, по их словам, была впервые выставлена на Фестивале искусств Южной Австралии в Аделаиде 20 лет назад, «никоим образом не связана» с антисемитизмом, а вместо этого говорит о диктатуре, правившей в Индонезии после 1965 года. «Мы сожалеем, что детали этой мурали были неправильно поняты, вне их первоначальной цели. Мы приносим извинения за травмы, причиненные в этом контексте», — говорится в сообщении. Но в заявлении, размещенном на сайте выставки поздно вечером 23 июня, член индонезийского художественного коллектива «Ruangrupa», который курировал выставку, рассказал, что кураторы «коллективно не смогли обнаружить в работе фигуру, которая является персонажем, отражающем классический стереотип антисемитизма». «Мы признаем, что это была наша ошибка», — говорится в сообщении, добавив, что решение удалить мураль было принято после консультации с художниками.
«Мы приносим извинения за разочарование, позор, огорчение, предательство и шок, которые этот стереотип вызвал у зрителей и всей команды, которая усердно работала вместе с нами, чтобы воплотить «Documenta» в реальность», — говорится в сообщении группы. Он признал, что инцидент последовал за многомесячными дебатами о предполагаемом антисемитизме на выставке, что он и организаторы выставки решительно отвергали.
Президент Германии поднял этот вопрос во время своей речи на открытии выставки 19 июня, заявив, что существуют «ограничения» на то, что художники могут делать, когда они обращаются к политическим проблемам в стране, которая все еще искупает совершенное во время Холокоста. Его комментарии прозвучали до того, как была открыта мураль «Taring Padi». «Эти изображения, как мы теперь полностью понимаем, неразрывно связаны с самым ужасным эпизодом в истории Германии, когда евреи подвергались преследованиям и убийствам в беспрецедентных масштабах», — говорится в заявлении «Ruangrupa». «Это стало шоком не только для еврейской общины в Касселе и во всей Германии, которую мы считаем своими союзниками. И которая все еще живет под воздействием травм прошлого и сохраняющегося присутствия дискриминации, предрассудков и маргинализации», — заявила группа. «Это также шок для наших друзей, соседей и коллег, для которых борьба против всех форм угнетения и расизма является экзистенциальным элементом их политического, социального и художественного видения». «Мы пользуемся этой возможностью, чтобы узнать больше об ужасной истории и настоящем антисемитизма, и потрясены тем, что эта фигура попала в рассматриваемую работу», — говорится в заявлении.
Многие экспонаты «Documenta» рассматривают проблемы колониализма с точки зрения глобального Юга.