Новости

Канцлер Германии Олаф Шольц отменил визит на выставку современного искусства из-за антисемитской мурали

24 июня, 11:00 Германия
Поделиться

Федеральный канцлер Германии отказался от посещения крупной выставки современного искусства в городе Кассель в знак протеста против присутствия антисемитских изображений на мурали, которая была выставлена ранее на этой неделе, пишет журналист «The Algemeiner» Бен Коэн.

Пресс-секретарь канцлера Олафа Шольца подтвердила 23 июня, что немецкий лидер отменил запланированный визит на выставку «Documenta», которая проводится в Касселе раз в пять лет. Выставка открылась в минувшие выходные на фоне споров по поводу поддержки его кураторами — индонезийским коллективом художников «Ruangrupa» — антиизраильского бойкотного движения. Пресс-секретарь заявила, что Шольц счел оскорбительные изображения на мурали, созданной другой группой индонезийских художников, «Tarang Padi», «отвратительными».

Мураль под названием «Народное правосудие» посвящена злоупотреблениям диктатуры Сухарто, который железной рукой правил Индонезией с 1967 по 1998 год. Однако рядом с изображениями военных деятелей и чиновников, служивших Сухарто, есть две антисемитские карикатуры. На одной из них изображен мужчина с крючковатым носом и клыками, в черной шляпе, традиционно ассоциирующейся с ортодоксальными евреями, на которой выбиты буквы «СС» — отсылка к нацистской военизированной организации. Второе изображение на той же мурали изображало солдата в шлеме в форме головы свиньи с надписью «Моссад». Мураль была закрыта вечером 20 июня, а 21 июня ее полностью убрали с выставки.

Пресс-секретарь Шольца заявила, что канцлер «считает совершенно правильным и уместным» то, что ее убрали. Она добавила, что Шольц «является большим поклонником «Documenta» и, вероятно, не пропустил ни одной «Documenta» за последние 30 лет. Но в этом году он решил не посещать выставку». Скандал вокруг мурали, наряду с более широкими опасениями по поводу антисемитизма и демонизации Израиля на выставке, глубоко потряс еврейскую общину Германии. «Редко когда еврейская община в Германии была так расстроена», – заявило еврейское новостное издание «Jüdische Allgemeine» в специальной редакционной статье. «Независимо от того, с кем мы общались в последние несколько дней — с выжившими во время Холокост, художниками, чиновниками, журналистами или обычными членами общины — тревога, ужас и даже шок среди немецких евреев огромны». Далее в редакционной статье были названы лица, которые, по ее утверждению, были ответственны за скандал. «За тот факт, что «Documenta» сейчас попадает в заголовки газет по всему миру из-за скандалов с антисемитизмом, а не из-за споров об искусстве, помимо руководителя «Documenta» Сабины Шорман, министра по делам искусства Гессена Анжелы Дорн и мэра Касселя Кристиана Гезелле – прежде всего несет ответственность министр культуры Клаудия Рот», – утверждалось в ней.

Центральный совет евреев Германии, который уже призвал к отставке Шорман, заявил 23 июня, что имидж Германии в мире уже пострадал от этого инцидента. Организацию вряд ли успокоило интервью, которое Шорман дала СМИ 22 июня, где она признала, что мы не сдержали своего обещания гарантировать, что на фестивале не будет антисемитского контента. Однако Шорман продолжала утверждать, что в задачу руководства не входило проверять и утверждать все работы заранее, поскольку это «противоречило бы духу «Documenta»». Шорман также высоко оценила то, что она назвала «удивительно стимулирующей, располагающей атмосферой этой «Documenta»».

Генеральный секретарь либеральной партии СВДП Биджан Джир-Сарай заявил журналу «Spiegel», что «Documenta» была обязан «неустанно разъяснять, как мог произойти этот позорный инцидент». «Любой, кто одобряет эти антигуманные провалы, не должен нести ответственность за всемирно известное культурное событие в Германии», – заявил он. Аналогичные настроения выразил Феликс Кляйн, федеральный уполномоченный по борьбе с антисемитизмом, который ранее на этой неделе раскритиковал выставку за то, что она «достоверно не развеяла» опасения по поводу антисемитизма. ««Documenta» потеряла много доверия к ее политике и к искусству», – заявил Кляйн 23 июня. Он отметил, что такое развитие событий «не произошло внезапно … масштабы постоянно росли из-за продолжающихся обвинений в антисемитизме с начала года». Со своей стороны, министр культуры Рот заявила 23 июня, что правительство Германии хочет фундаментальной реформы выставки в качестве предварительного условия для продолжения федерального финансирования. «Обязанности между руководством и кураторами, в частности, а также председателем наблюдательного совета и комитетами, должны быть четко разъяснены, и из этого должны быть сделаны выводы», – написала Рот в служебной записке, с которой ознакомилось немецкое информационное агентство dpa.

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции