Крайне правый произраильский конгрессмен Жаир Болонаро выиграл президентские выборы в Бразилии
Крайне правый конгрессмен Жаир Болонаро выиграл выборы в Бразилии, став неоспоримым лидером на прошедших 28 октября выборах главы южноамериканского государства, поскольку избиратели, по-видимому, пропустили прошлые предупреждения о том, что дерзкий бывший капитан армии подорвет демократию и использовали шанс на радикальные изменения после многих лет беспорядков.
После подсчета более 92 процентов голосов, 55,6 процента поддержали Болсонару, по сравнению с 44,4 процента поддержавших кандидата левой Рабочей партии Фернандо Хаддада, по данным Высшего избирательного трибунала. Окончательные результаты должны были быть обнародованы ближе к вечеру 28 октября. После того, как были объявлены результаты, сторонники Болсонару заполнили улицы возле его дома в Рио-де-Жанейро, запуская фейерверки и размахивая бразильскими флагами. Он вступит в должность 1 января 2019 года.
После опросов общественного мнения в последние недели когда отрыв Болсонару от конкурента составил 18 процентов, капания серьезно ужесточилась, поскольку несколько бразильских ключевых фигур выступили против Болсонару, утверждая, что его избрание является прямым риском для четвертой по величине демократии в мире. Болсонару, который подает себя в качестве политического аутсайдера, несмотря на 27-летнюю карьеру в Конгрессе, является последним из нескольких лидеров по всему миру, которые завоевали известность, смешивая жесткие, часто жестокие заявления с ультраправыми позициями. Но он также является продуктом идеального шторма в Бразилии, который сделал его послания менее маргинализованными: широко распространенный гнев в отношении политического класса на фоне многолетней коррупции, экономики, которая изо всех сил пыталась восстановиться после резкой рецессии и всплеска насилия.
«Я чувствую сердцем, что все изменится, – сказала Сандра Коккато, 68-летняя владелица малого бизнеса после того, как она проголосовала за Болсонару в Сан-Паулу. «Множество плохих людей уходят, и много новых, хороших людей приходят. В конце туннеля виден свет». Болсонару вызвал раскол среди еврейских избирателей: он страстно про – израильский, но также проводит кампанию, обещая восстановить закон и порядок и бороться с коррупцией, используя риторику, которую некоторые называют «фашистской» и хуже. Болсонару заявил, что переведет бразильское посольство в Иерусалим из Тель-Авива. Его первый международный визит на посту президента, по его словам, будет совершен в Израиль, с которым он будет стремиться расширить диалог. И он пообещал закрыть палестинское посольство в Бразилиа.
Известность Болсонару выросла из-за отвращения к политической системе Бразилии. В частности, многие бразильцы в ярости от Рабочей партии за ее роль в схеме взяточничества, известную как «Автомойка», и Хаддад изо всех сил пытался набрать очки своими обещаниями вернуться к временам бума, инвестиций в здравоохранение и образование и сокращение бедности. Но он также выразил серьезную озабоченность тем, что победа Болсонару приведет к откату от гражданских прав и ослаблению институтов в том, что остается молодой демократией, тем более что он стал ностальгировать по военной диктатуре Бразилии в 1964-1985 годах и сказал, что он позовет военнослужащих в свой кабинет.
В очень необычный момент после того, как он проголосовал, главный судья Верховного суда Хосе Диас Тоффоли зачитал часть Конституции журналистам. «Будущий президент должен уважать институты, уважать демократию, верховенство закона, судебную ветвь власти, национальный конгресс и законодательную ветвь власти», – сказал Тоффоли в своих замечаниях, которые многие восприняли как упрек в адрес Болсонару и его более экстремистских позиций.
Еще утром 28 октября Хаддад надеялся, что он сможет выиграть после того, как несколько ключевых фигур поддержали его вечером 27 октября. Среди них был популярный бывший судья Верховного Суда Хоаким Барбоса, который написал в Твиттере заявление в поддержку Хаддада, отметив, что кандидатура Болсонару вызывает у него недоверие. Бывший генеральный прокурор Родриго Джанот, один из крупнейших яростных борцов против коррупции в Рабочей партии Хаддада в последние годы, одобрил кандидатуру Хаддада по аналогичным причинам.
Одно из самых важных одобрений, особенно для молодых людей, пришло от видеоблогера Фелипе Нето, чей канал в Youtub имеет почти 27 миллионов подписчиков. По его словам, он был обеспокоен комментариями Болсонару неделю назад, что «красные» левые будут бежать из Бразилии. «В течении 16 лет (правления Рабочей партии), меня грабили, но никогда не угрожали», – сказал Нето в Twitter.
Последние несколько лет в Бразилии были исключительно бурными. В 2016 году тогдашний президент Дилма Русефф из Рабочей партии была отстранена от должности по обвинению, которое по мнению многих левых, было политически мотивированным. Экономика пережила двухлетний спад и только начинает развиваться, при стагнации роста и высоком уровне безработицы. Десятки политиков и руководителей были заключены в тюрьму в рамках расследования коррупции «Автомойка», которое раскрыло многомиллиардную схему торговли государственными контрактами и официальными услугами для взяток и откатов. Эта нестабильность вызвала крайний гнев в отношении политического класса, но также выявила глубокие разногласия в бразильском обществе, и эта кампания была наиболее поляризованной в течение десятилетий. Было много сообщений о политически мотивированном насилии, особенно направленном на геев, которых Болсонару унизил. Сам Болсонару был ранен на предвыборном мероприятии в начале сентября и едва не умер.
«Я не фанат Болсонару. Но он наш способ оставить Рабочую партию вне офиса», – сказала Рафаэла Роза, 32-летняя учительница, после голосования в Сан-Паулу28 октября. «У нас было достаточно коррупции, и теперь нам нужно очиститься». Многие наблюдатели предсказывали, что появится аутсайдер, который начнет использовать этот анти-элитный гнев. Вместо этого его носители объединились вокруг Болсонару, который, одновременно и является и не является аутсайдером: он почти три десятилетия проработал в Конгрессе, но он часто был на периферии этого учреждения, и он подавал себя как просто сильного человека, который необходим Бразилии, чтобы демонтировать неисправную систему. Его образ бунтаря укрепили оскорбительные заявления, а иногда и экстремистские взгляды, в том числе оскорбления женщин, геев и чернокожих.
Кампания Болсонару впервые набрала обороты с его обещаниями бороться против насильственных преступлений в стране, которая является мировым лидером по их числу, и где многие бразильцы живут в ежедневном страхе грабежей или кражи со взломом. Но его клятвы ослабить законы Об оружии и дать полиции большую свободу для применения силы против подозреваемых, также вызвали опасения, что президентство Болсонару может привести к кровавым репрессиям и эрозии гражданских прав. Кампания набрала обороты, привлекая большую часть деловых кругов обещаниями о проведении рыночных реформ, которые приведут к сокращению министерств и приватизации государственных компаний.