Новости

Короткометражный фильм разрушает стереотипы о молодых евреях, которых неправильно понимают

14 февраля 2021, 13:00 Кино
Поделиться

Внутри туалетной кабинки старшей школы нарисована свастика. Дима Либерманн, главный герой немецкого короткометражного фильма «Коктейль «Мазаль Тов»», использует маркер, чтобы изменить символ ненависти, добавив ему глаза и крылья. «Милая сова», – говорит женщина, курящая в кабинке с Димой. «Нацистская сова», – отвечает он с ухмылкой. Так начинается мрачно-комический 30-минутный фильм об одном дне из жизни молодого еврея в Германии, который высмеивает некоторых представителей общества, все еще не вполне уверенных в том, как взаимодействовать с евреями. Дима, сообразительный, мужественный главный герой, который часто обращается непосредственно к зрителю в страстных мольбах о понимании, не соответствует представлениям соседей, когда они думают о евреях.

Премьера фильма Аркадия Хайта и Микки Паатша, состоялась в прошлом году на 42-м кинофестивале имени Макса Офюльса в Германии, его показывали по всей стране, а также в Соединенных Штатах, Южной Америке и Азии. Теперь он будет показан на некоторых американских еврейских кинофестивалях, которые транслируются онлайн, в том числе в Денвере (до 17 февраля), Палм-Бич, Флорида (до 1 апреля), Атланте (17-28 февраля) и Майами (15-29 апреля).

В прошлом году Хайт выиграл премию «Civis Media Prize», которая считается одной из самых важных наград в Европе за проекты, связанные с темами интеграции и культурного разнообразия. При написании сценария Хайт опирался на свой личный опыт, а Дима «проигрывал» встречи из жизни режиссера. Общая тема – как немцы пытаются классифицировать еврейство Димы с разных точек зрения. Есть одноклассник, который делает антисемитские жесты и комментарии, прохожий на улице, который подчеркивает, что ни один из его предков не был нацистом, и учитель, которого Хайт называет филосемитом, и который просит его поделиться своей историей Холокоста перед классом — при условии, что у него есть чем поделиться. «Одна из самых распространенных ситуаций — это люди, которые говорят мне: «Ого, я никогда раньше не встречал евреев», – рассказал Хайт. «Затем, после пары кружек пива, они начинают говорить мне, что их бабушка и дедушка или прадедушка и прабабушка не были нацистами, а сражались в Сопротивлении или спасали евреев».

«Коктейль «Мазаль Тов»» противостоит подобным утверждениям, делая краткую паузу в повествовании фильма, чтобы показать статистику. Один пример: 29% немцев считают, что их предки пытались помочь жертвам Холокоста, например, укрывая евреев. На самом деле так поступило менее 0,1%. (Результаты получены из различных источников, перечисленных в титрах.) Хайт считает, что немцы, принадлежащие к третьему или даже четвертому поколению после Холокоста, чувствуют необходимость оправдываться, даже не спрашивая. Причина, как утверждается в фильме, заключается в том, что немцы знакомятся с еврейской культурой только через фильмы о Второй мировой войне и Холокосте, в которых евреи представлены почти исключительно как жертвы. «С другой стороны, в Соединенных Штатах еврейская культура боле широко представлена в фильмах, комедиях и литературе», – отметил Хайт. «В Германии этого просто не существует».

Презентация русскоязычных евреев

Как и Дима, Хайт и его семья были частью еврейской иммиграции в начале 1990-х годов после распада Советского Союза. За это время в Германию иммигрировало более 200000 советских евреев. Хайт, чья семья из Молдовы, вырос в Оберхаузене, городе с населением около 211000 человек в промышленном регионе Западной Германии Рургебет. «С еврейской точки зрения, это было немного одиноко», – заявил он, отметив, что начал с местных еврейских связей. «Но я смог найти хорошую сеть для общения с другими евреями и укрепления и развития моей еврейской идентичности». Часть этой сети появилась благодаря таким организациям, как ZWST (Центральный совет по благосостоянию евреев в Германии) и «Netzer Olami», реформистское еврейское молодежное движение. С 12 до 16 лет Хайт посещал летний лагерь «Нецер Олами», «Маханот» и стал молодежным лидером и организатором следующего лагеря. В 18 лет он поехал в Израиль в годичный академический отпуск в рамках «Шнат Нецер», всемирное молодежное движение прогрессивного и реформистского иудаизма.

Хайт сказал, что одной из причин, по которой он хотел снять этот фильм, было дать представление о русскоязычной еврейской общины в Германии. По данным Центрального совета евреев Германии, более половины евреев, прибывших из бывшего Советского Союза, вошли в еврейские общины Германии, увеличив их размер на целых 90%. «Это община, о которой никто не знает», – сказал он. «Когда вы спрашиваете немцев, откуда пришли евреи, они думают об Израиле или Америке».

Еврей, который наносит ответный удар

Хайт также хотел расширить идентичность немецких евреев на экране. В начале «Коктейля «Мазаль-Тов»» 16-летний Дима бьет одноклассника по лицу за то, что тот пошутил о Холокосте. Его родители убеждают его извиниться, но он держится столько, сколько может. «Еврейские персонажи в немецких СМИ всегда являются клишированными, стереотипными, а повествование всегда идет о противостоянии между преступником и жертвой», – пояснил Хайт. «Они всегда касаются таких тем, как Шоа и антисемитизм». Он указал на комиссара полиции-еврея в сериале «Таторт» как на редкий пример нестандартного еврейского персонажа-еврея в немецких СМИ. «Мы хотели показать еврея, который наносит ответный удар и не является жертвой», – заметил Хайт. «Мы» относится к его сорежиссеру — нееврею Паатшу. Они впервые встретились в Кельне во время обучения на факультете кино в 2010 году. «Коктейль «Мазаль-Тов»» – их третий совместный проект.

Паатш описал план Хайта как «фильм-эссе», компиляция заметок, которые он написал о своем опыте общения с немцами и своей еврейской идентичности. К тому времени, как Паатш присоединился к проекту, существовал уже третий вариант сценария. Он думал, что у проекта есть потенциал, но задавался вопросом, почему Хайт хочет, чтобы он, немец, был вовлечен в это. «У меня было ощущение, что мы могли бы сделать лучший фильм с двумя режиссерами», – заявил Хайт.

«Привилегия злиться»

Реакция на их сотрудничество была исключительно положительной, что удивило обоих создателей фильма. «Мы думали, что реакция на фильм будет поляризованной и что зрители-неевреи будут чувствовать себя слишком задетыми, чтобы им понравилось», – заметил Паатш. Фильм также был показан на 26-м Еврейском кинофестивале в Берлине и Бранденбурге в сентябре, впервые показав его преимущественно еврейской аудитории. «Что меня действительно порадовало, так это одобрение еврейской общины», – заявил Хайт. Поклонники фильма поблагодарили их за то, что они предложили другую точку зрения на евреев. Хайт считает, что эта иная точка зрения в отношении евреев будет продолжать развиваться в Германии за счет евреев, которые выросли в Германии, учились в немецких школах, а теперь становятся художниками и используют свое искусство для изучения своей идентичности.

«Это большая честь – позволить себе злиться», – сказал он, имея в виду описанный им набор символов «сердитых евреев» в современной Германии. «Это привилегированное положение, на которое потребовались годы». Он указывает на «Ernst-Ludwig Ehrlich Studienwerk», «Keshet Deutschland» и Еврейский студенческий союз как на примеры организаций моложе 10 лет, которые помогают поддерживать разнообразную еврейскую жизнь в стране. «Двадцать лет назад у вас была только общинная жизнь и одна организация, представляющая евреев, живущих в Германии, – Центральный совет евреев в Германии», – сказал он. «Сегодня, особенно в больших городах, у вас есть множество возможностей общаться и жить своей еврейской жизнью иначе, чем только с помощью памяти и религиозности».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции