Короткометражный фильм разрушает стереотипы о молодых евреях, которых неправильно понимают
Внутри туалетной кабинки старшей школы нарисована свастика. Дима Либерманн, главный герой немецкого короткометражного фильма «Коктейль «Мазаль Тов»», использует маркер, чтобы изменить символ ненависти, добавив ему глаза и крылья. «Милая сова», – говорит женщина, курящая в кабинке с Димой. «Нацистская сова», – отвечает он с ухмылкой. Так начинается мрачно-комический 30-минутный фильм об одном дне из жизни молодого еврея в Германии, который высмеивает некоторых представителей общества, все еще не вполне уверенных в том, как взаимодействовать с евреями. Дима, сообразительный, мужественный главный герой, который часто обращается непосредственно к зрителю в страстных мольбах о понимании, не соответствует представлениям соседей, когда они думают о евреях.
Премьера фильма Аркадия Хайта и Микки Паатша, состоялась в прошлом году на 42-м кинофестивале имени Макса Офюльса в Германии, его показывали по всей стране, а также в Соединенных Штатах, Южной Америке и Азии. Теперь он будет показан на некоторых американских еврейских кинофестивалях, которые транслируются онлайн, в том числе в Денвере (до 17 февраля), Палм-Бич, Флорида (до 1 апреля), Атланте (17-28 февраля) и Майами (15-29 апреля).
В прошлом году Хайт выиграл премию «Civis Media Prize», которая считается одной из самых важных наград в Европе за проекты, связанные с темами интеграции и культурного разнообразия. При написании сценария Хайт опирался на свой личный опыт, а Дима «проигрывал» встречи из жизни режиссера. Общая тема – как немцы пытаются классифицировать еврейство Димы с разных точек зрения. Есть одноклассник, который делает антисемитские жесты и комментарии, прохожий на улице, который подчеркивает, что ни один из его предков не был нацистом, и учитель, которого Хайт называет филосемитом, и который просит его поделиться своей историей Холокоста перед классом — при условии, что у него есть чем поделиться. «Одна из самых распространенных ситуаций — это люди, которые говорят мне: «Ого, я никогда раньше не встречал евреев», – рассказал Хайт. «Затем, после пары кружек пива, они начинают говорить мне, что их бабушка и дедушка или прадедушка и прабабушка не были нацистами, а сражались в Сопротивлении или спасали евреев».
«Коктейль «Мазаль Тов»» противостоит подобным утверждениям, делая краткую паузу в повествовании фильма, чтобы показать статистику. Один пример: 29% немцев считают, что их предки пытались помочь жертвам Холокоста, например, укрывая евреев. На самом деле так поступило менее 0,1%. (Результаты получены из различных источников, перечисленных в титрах.) Хайт считает, что немцы, принадлежащие к третьему или даже четвертому поколению после Холокоста, чувствуют необходимость оправдываться, даже не спрашивая. Причина, как утверждается в фильме, заключается в том, что немцы знакомятся с еврейской культурой только через фильмы о Второй мировой войне и Холокосте, в которых евреи представлены почти исключительно как жертвы. «С другой стороны, в Соединенных Штатах еврейская культура боле широко представлена в фильмах, комедиях и литературе», – отметил Хайт. «В Германии этого просто не существует».
Презентация русскоязычных евреев
Как и Дима, Хайт и его семья были частью еврейской иммиграции в начале 1990-х годов после распада Советского Союза. За это время в Германию иммигрировало более 200000 советских евреев. Хайт, чья семья из Молдовы, вырос в Оберхаузене, городе с населением около 211000 человек в промышленном регионе Западной Германии Рургебет. «С еврейской точки зрения, это было немного одиноко», – заявил он, отметив, что начал с местных еврейских связей. «Но я смог найти хорошую сеть для общения с другими евреями и укрепления и развития моей еврейской идентичности». Часть этой сети появилась благодаря таким организациям, как ZWST (Центральный совет по благосостоянию евреев в Германии) и «Netzer Olami», реформистское еврейское молодежное движение. С 12 до 16 лет Хайт посещал летний лагерь «Нецер Олами», «Маханот» и стал молодежным лидером и организатором следующего лагеря. В 18 лет он поехал в Израиль в годичный академический отпуск в рамках «Шнат Нецер», всемирное молодежное движение прогрессивного и реформистского иудаизма.
Хайт сказал, что одной из причин, по которой он хотел снять этот фильм, было дать представление о русскоязычной еврейской общины в Германии. По данным Центрального совета евреев Германии, более половины евреев, прибывших из бывшего Советского Союза, вошли в еврейские общины Германии, увеличив их размер на целых 90%. «Это община, о которой никто не знает», – сказал он. «Когда вы спрашиваете немцев, откуда пришли евреи, они думают об Израиле или Америке».
Еврей, который наносит ответный удар
Хайт также хотел расширить идентичность немецких евреев на экране. В начале «Коктейля «Мазаль-Тов»» 16-летний Дима бьет одноклассника по лицу за то, что тот пошутил о Холокосте. Его родители убеждают его извиниться, но он держится столько, сколько может. «Еврейские персонажи в немецких СМИ всегда являются клишированными, стереотипными, а повествование всегда идет о противостоянии между преступником и жертвой», – пояснил Хайт. «Они всегда касаются таких тем, как Шоа и антисемитизм». Он указал на комиссара полиции-еврея в сериале «Таторт» как на редкий пример нестандартного еврейского персонажа-еврея в немецких СМИ. «Мы хотели показать еврея, который наносит ответный удар и не является жертвой», – заметил Хайт. «Мы» относится к его сорежиссеру — нееврею Паатшу. Они впервые встретились в Кельне во время обучения на факультете кино в 2010 году. «Коктейль «Мазаль-Тов»» – их третий совместный проект.
Паатш описал план Хайта как «фильм-эссе», компиляция заметок, которые он написал о своем опыте общения с немцами и своей еврейской идентичности. К тому времени, как Паатш присоединился к проекту, существовал уже третий вариант сценария. Он думал, что у проекта есть потенциал, но задавался вопросом, почему Хайт хочет, чтобы он, немец, был вовлечен в это. «У меня было ощущение, что мы могли бы сделать лучший фильм с двумя режиссерами», – заявил Хайт.
«Привилегия злиться»
Реакция на их сотрудничество была исключительно положительной, что удивило обоих создателей фильма. «Мы думали, что реакция на фильм будет поляризованной и что зрители-неевреи будут чувствовать себя слишком задетыми, чтобы им понравилось», – заметил Паатш. Фильм также был показан на 26-м Еврейском кинофестивале в Берлине и Бранденбурге в сентябре, впервые показав его преимущественно еврейской аудитории. «Что меня действительно порадовало, так это одобрение еврейской общины», – заявил Хайт. Поклонники фильма поблагодарили их за то, что они предложили другую точку зрения на евреев. Хайт считает, что эта иная точка зрения в отношении евреев будет продолжать развиваться в Германии за счет евреев, которые выросли в Германии, учились в немецких школах, а теперь становятся художниками и используют свое искусство для изучения своей идентичности.
«Это большая честь – позволить себе злиться», – сказал он, имея в виду описанный им набор символов «сердитых евреев» в современной Германии. «Это привилегированное положение, на которое потребовались годы». Он указывает на «Ernst-Ludwig Ehrlich Studienwerk», «Keshet Deutschland» и Еврейский студенческий союз как на примеры организаций моложе 10 лет, которые помогают поддерживать разнообразную еврейскую жизнь в стране. «Двадцать лет назад у вас была только общинная жизнь и одна организация, представляющая евреев, живущих в Германии, – Центральный совет евреев в Германии», – сказал он. «Сегодня, особенно в больших городах, у вас есть множество возможностей общаться и жить своей еврейской жизнью иначе, чем только с помощью памяти и религиозности».