Коронавирус проверяет небольшие еврейские общины Европы на устойчивость
С 20-летним опытом профессиональной певицы, Петра Эрней всегда была гарантировано занята. 44-летняя Эрней могла рассчитывать на постоянные выступления, особенно во время праздников, в местных еврейских организациях в ее родной Чехии, где находятся некоторые из старейших памятников европейского еврейства. Она выступала в Майзелевой синагоге, трехнефном храме эпохи Возрождения XVII века, а также в синагоге в Польне, которая была восстановлена после того, как нацисты использовали ее в качестве склада для украденного еврейского имущества. Но из-за пандемии коронавируса, проделавшей большую дыру в бюджете общины в этом году, несколько сотрудников были уволены чешскими еврейскими организациями, и даже фрилансеры, такие как Эрней, увидели, что их работа испарилась. Теперь вместо того, чтобы работать на общину, она полагается на нее, чтобы выжить, присоединяясь к растущему списку пражских евреев, которые снова стали зависеть от международной еврейской филантропии, чтобы свести концы с концами.
«Я стараюсь быть оптимисткой. Иногда я плачу», – сказала Эрней JTA. «Мы больше никуда не выходим, дети в основном сидят дома или ходят к друзьям. Теперь жизнь изменилась. Но я помню, что у нас есть здоровье и мы есть друг у друга».
Спустя шесть месяцев после того, как коронавирус остановил большую часть жизни европейских евреев, общины по всему континенту в основном приспособились к жизни в ситуации глобальной пандемии. Школам и синагогам в значительной степени удалось осуществить переход в онлайн, и первоначальные опасения по поводу нехватки кошерной еды и невозможности выполнять определенные религиозные обряды не оправдались. Но пока европейские евреи отмечают осенние праздники, финансовые последствия пандемии только сейчас становятся очевидными. Они угрожают свести на нет годы прогресса в достижении финансовой независимости.
Небольшие восточноевропейские общины, которые десятилетиями томились при коммунизме и только недавно начали осваивать местные источники доходов, которые позволили им избавиться от зависимости от иностранных доноров, все больше зависят от внешней помощи. Опора на помощь – привычная ситуация для еврейских общин в бывших коммунистических странах, таких как Чехия и Болгария. Американский еврейский объединенный распределительный комитет, или JDC, специально потратил сотни миллионов долларов на удовлетворение основных потребностей нуждающихся евреев после падения «железного занавеса» в 1990-х годах. Коммунистические репрессии означали, что большинство евреев в новых демократических странах мало знали о своей религии и ее традициях. Так что миллионы долларов пошли на помощь им в строительстве общественных институтов, включая школы, летние лагеря и молодежные программы.
Некоторым общинам также вернули недвижимость, украденную у евреев во время Холокоста, – специфическое благодеяние, которое включало в себя впечатляющие синагоги, но также и ветхие постройки, и кладбища, которые истощали их бюджет. Со временем, когда некоторые из этих мест стали прибыльными туристическими достопримечательностями, а ряды местных доноров росли, многие общины стали менее зависимыми от благотворительности и более самодостаточны, хотя и балансируя на грани. Пандемия сломала этот хрупкий баланс. «Кризис из-за эпидемии коронавируса усугубляет существовавшие ранее финансовые проблемы небольших общин в Европе», – говорит Серджио ДеллаПергола, эксперт по еврейской демографии из Еврейского университета в Иерусалиме. «Они ограничены в своих источниках дохода и обременены расходами на содержание старой недвижимости».
По словам Петра Папоусека, президента Федерации еврейских общин в Чешской Республике, где проживает около 3000 евреев, коронавирус привел к сокращению доходов еврейских организаций на сумму около 6 миллионов долларов. В Праге, где проживает большинство чешских евреев, исчезло около 50% годового бюджета. Дефицит объясняется почти полным прекращением продажи билетов в Еврейский музей в столице, который до пандемии приносил тысячи долларов ежедневно. И был вторичный эффект: серьезно пострадали доходы от общинной собственности, сдаваемой в аренду владельцам отелей и ресторанов – предприятиям, пострадавшим от коронавируса. «Нет никаких признаков того, что эта новая реальность изменится в ближайшем будущем», – говорит Папоусек. «Нам нужно начать думать о новой финансовой модели».
В Венгрии, где проживает одна из крупнейших еврейских общин в регионе численностью около 100000 человек, коронавирус обошелся еврейской общине примерно в 1 миллион долларов в виде утерянных билетов в синагогу на улице Дохань, вторую по величине в Европе и популярную туристическую достопримечательность Будапешта. «Mazsihisz», главной еврейской организации в Венгрии, удалось избежать увольнения сотрудников, но она потребовала сокращения заработной платы на 40%. По словам члена правления «Mazsihisz», это вынудило некоторых сотрудников уволиться, потому что уменьшенная зарплата была слишком маленькой, чтобы прожить на нее.
В Болгарии десятки служащих еврейской общины находятся под угрозой увольнения, поскольку община пытается справиться с потерей десятков тысяч долларов в неделю из-за прекращения продажи билетов в Софийскую синагогу, одну из крупнейших и самых богато украшенных в своем роде на Балканы. Эти доходы помогают финансировать еврейскую школу и детский сад в Софии, столице страны, а также социальные мероприятия для молодежи и пожилых людей, которые составляют значительную часть еврейского населения Болгарии, насчитывающего около 5000 человек.
«Раньше у нас было от 200 до 300 посетителей каждый день, многие из Израиля», – говорит Александр Оскар, президент Организации евреев Болгарии «Шалом». «Теперь они больше не приедут из-за коронавируса, и у нас будут серьезные проблемы с бюджетом». До сих пор болгарской общине удавалось избегать увольнений сотрудников, но Оскар говорит, что это будет невозможно в будущем. «В этом месяце мы едва успеваем оплачивать счета, но я не знаю, что мы будем делать после сентября», – сказал он.
Как и в Соединенных Штатах, где коалиция доноров быстро собрала чрезвычайный фонд в размере 80 миллионов долларов, поскольку пандемия усилилась этой весной, «Джойнт» возглавил чрезвычайную программу по оказанию помощи 1600 еврейским семьям в 16 странах, в том числе 11 в Европе. Первая фаза Программы гуманитарной помощи при пандемии – она финансируется консорциумом доноров, в который входят Фонд Рональда С. Лаудера, Благотворительный фонд Мориса и Вивьен Воль, Фонд Маймонида и Филантропическая группа «Genesis» – началась в апреле с выплатами различных стипендий (от 100 до 180 долларов в месяц). Этот фонд является дополнением к выделенным в прошлом месяце правительством Израиля и Еврейским агентством 17 миллионов долларов, направленным на поддержку небольших еврейских общин в период кризиса. Ранее созданный фонд Еврейского агентства с бюджетом в 10 миллионов долларов для ссуды группам риска получил заявки от 80 общин по всему миру.
Растущая зависимость от внешнего финансирования представляет собой не только шаг назад для многих из этих сообществ с точки зрения самообеспеченности, но также возникает из-за того, что у многих потенциальных благотворителей заканчиваются деньги из-за пандемии. Но многие в общинах говорят, что их институты достаточно сильны, чтобы выдержать кризис – отчасти потому, что они знают, как работать вместе и использовать ресурсы, которых не было десятилетия назад.
В апреле венгерская еврейская федерация EMIH, находящаяся под контролем движения «Хабад», свернула прибыльную линию по производству кошерного фуа-гра – единственную в своем роде в Европе – чтобы помочь предотвратить дефицит кошерного мяса в других странах Европы. Переход сократил доходы принадлежащей федерации бойни, но позволил в четыре раза увеличить ее мощность до 10000 голов птицы в день, что стало быстрым решением проблемы нехватки кошерного мяса на раннем этапе. Кризис также укрепил связи внутри сообществ, которых почти не существовало 40 лет назад при коммунизме.
В Болгарии программа под названием «Позвони другу» побуждала молодых членов общины обращаться к пожилым людям, которые либо были привязаны к своим домам, либо подвергались повышенному риску вне их. Мартин Леви, 33-летний менеджер по организации мероприятий из Софии, каждую неделю звонил, чтобы проверить двух мужчин в возрасте 70 лет. Один из них хотел знать, почему он разговаривает со стариком вместо того, чтобы найти жену, что рассмешило Леви. Другой много путешествовал и был умелым собеседником. Нашей общине «удалось сплотиться, импровизировать, перегруппироваться и адаптироваться», – сказал Леви. «Она существует, и она может пережить эту неудачу. Это заставляет меня гордиться тем, что я болгарский еврей, и это показывает отдачу от инвестиций, которые потребовались для создания этой общины».
Для Рассела Волкинда, директора по планированию и партнерству европейского подразделения JDC, это свидетельство того, что отказ от внешней помощи будет лишь временной мерой. Общины Восточной Европы разработали инфраструктуру, позволяющую самостоятельно действовать при улучшении обстоятельств. «Да, внешнее финансирование есть, но 90-е годы остались в прошлом», – говорит Волкинд. «Общины сами принимают эти и другие чрезвычайные меры, и это впечатляет».