Ключевые институты французской еврейской общины поддержали Макрона, разжигая дебаты об их роли в политике
Как и во время предыдущих двух президентских выборов во Франции, основные еврейские организации страны призвали евреев голосовать против ультраправого кандидата Марин Ле Пен, пишет журналист JTA Кнаан Липшииц.
Но на этот раз призыв спровоцировал дискуссию о роли французских еврейских институтов, которая высветила растущую поляризацию французского еврейства. Представительный совет еврейских учреждений Франции, или CRIF, которая лоббирует во французском правительстве вопросы, важные для еврейской общины, и Консистория, которая предоставляет религиозные услуги и нанимает главного раввина страны, за последнее десятилетие стали все более пристрастными на фоне роста популярности ультраправых, которую они и многие другие французские евреи считают опасной.
На прошлой неделе обе организации призвали французских евреев проголосовать за действующего президента – центриста Эмманюэля Макрона во втором туре президентских выборов 24 апреля. «На карту поставлены наши личные свободы, наше социальное разнообразие, наши традиции и стабильность нашей страны», — говорится в заявлении CRIF. «CRIF призывает нанести поражение на выборах Марин Ле Пен и массово проголосовать за Эмманюэля Макрона». Консистория также поддержала Макрона, подтвердил «Le Monde» ее президент Эли Корсиа. Это произошло потому, что впервые «появился реальный шанс, что ультраправый кандидат может победить на выборах», — заявил Корсиа «Le Monde». Но он также признал в том же интервью, что французские евреи так же политически разделены, как и остальная часть страны. «Граждане – евреи поддерживают политические позиции всех остальных граждан», — заметил он.
Другие еврейские учреждения и деятели раскритиковали это одобрение как чрезмерно пристрастный шаг двух организаций, которые стремятся представлять всех французских евреев. Ассоциация Европа-Израиль — правая некоммерческая организация, которая сама часто призывает политиков к ответственности за предвзятое отношение к Израилю, но редко критикует CRIF и Консисторию, как это было в преддверии выборов.
Жан-Марк Москович, глава ассоциации, заявил JTA, что, по его мнению, большинство «евреев Франции не ценят этот призыв голосовать за Макрона». «Мы считаем, что каждый должен проинформировать себя и принять свое собственное решение без того, чтобы ему говорили, что думать», — говорится в заявлении организации. Эта негативная реакция также подчеркнула постепенное признание партии Ле Пен «Национальное объединение» и других ультраправых фигур среди избирателей – евреев. Известная общинная газета «Tribune Juive» 18 апреля опубликовала статью известного психоаналитика и писателя Шарля Ройзмана, в которой он выступил с тонко завуалированной критикой руководства CRIF и Консистории. «Их эгоизм заставляет их даже считать фашистами простых людей, потому что они покупаются на риторику, которая позволяет им защищать свою идентичность», — написал Ройзман. Бросив вызов общинным лидерам, имена которых он не назвал. Он добавил, что рядовым французским евреям «угрожают те, кого мы называем «подонками, врагами сосуществования»», — написал он, используя распространенные эвфемизмы для обозначения мусульманских экстремистов.
Известный французско-еврейский кинорежиссер Жан-Пьер Льедо пошел еще дальше, обвинив CRIF, главного раввина Франции Хаима Корсиа и Консисторию в несоблюдении принципов отделения религии от государства в статье «Tribune Juive». Их поддержка «немного похоже на то, что делали исламисты, призывая своих последователей голосовать за Жан-Люка Меланшона», — написал Льедо, имея в виду ультралевого кандидата в президенты, занявшего третье место в первом туре президентских выборов.
Последние опросы показывают, что Макрон опережает Ле Пен более чем на 10%. Ле Пен возглавляет «Национальное объединение» с 2011 года, когда оно еще называлось «Национальным фронтом». При ней партия превратилась из маргинального движения, лишенного власти, в грозную политическую силу, которая, похоже, растет. В дополнение к достижению лучшего результата партии на выборах 2017 года, Ле Пен привела «Национальное объединение» к победе на нескольких выборах мэра. Убежденная националистка, выступающая против увеличения иммиграции, Ле Пен заявила евреям, что она будет их «щитом» от антисемитского насилия со стороны мусульман. Но ее планы ограничить религиозные свободы, чтобы противодействовать присутствию ислама во французском обществе, будут означать запрет на ношение платков и кип, которые носят евреи, признала она. Она предложила французским евреям принести эту «жертву» своей стране.
Поддержка «Национального объединения» со стороны евреев отсутствовала при ее отце, отрицателе Холокоста Жане-Мари Ле Пене, которого выгнали из партии в попытке реабилитировать ее репутацию. Но опрос 2014 года показал, что популярность «Национального фронта» среди французских еврейских избирателей выросла до 13,5% при его дочери. Многие евреи, добавил Корсиа, поддерживали Эрика Земмура, ультраправого политика – еврея, который придерживается нескольких политических позиций, сходных с Ле Пен, но не смог пройти во второй тур.
В Израиле 53% голосов граждан Франции в первом туре достались Земмуру. Корсиа назвал Земмура, дети и жена которого евреи и который посещает синагогу, антисемитом и расистом. У Земмура есть три судимости за разжигание ненависти к определенным этническим группам — одна из них была за то, что он сказал, что большинство наркоторговцев во Франции — арабы или африканцы. В последние дни своей президентской кампании Земмур сделал смерть молодого еврея Жереми Коэна ее центральной темой.
Коэн погиб в феврале, когда его задавил трамвай в пригороде Парижа, и его смерть рассматривалась как дорожно-транспортное происшествие, пока его семья не предоставила Земмуру кадры видеосъемки, которые они получили самостоятельно. На нем Коэн бежит к трамвайным путям после стычки с несколькими мужчинами на улице в Бобиньи, рабочем пригороде Парижа с большим мусульманским населением. На предвыборных митингах Земмур представил этот инцидент как часть того, что он назвал проблемой беззакония в некоторых французских муниципалитетах, особенно в тех, где проживает много иммигрантов с Ближнего Востока и Африки. Широко распространено мнение, что эти проблемы являются одной из причин того, что французские евреи, по-видимому, становятся более открытыми для голосования за ультраправых кандидатов. «Эрик Земмур затронул ряд проблем, травмирующих французских евреев, которые не были выдуманы: они реальны», — заметил Корсиа.