Новости

Китайские цензоры запретили печатать хасидские мемуары из-за «антикоммунистического» содержания

4 октября 2022, 10:00 Китай
Поделиться

Издатель хасидских книг Довид Закликовски с нетерпением ждал, когда его последняя книга — мемуары еврейки, иммигрировавшей из Советского Союза в Соединенные Штаты, — будет напечатана и отправлена ​​покупателям, пишет журналист JTA Асаф Элия-Шалев.

Казалось, все идет по плану. В середине августа китайская типография, с которой он регулярно работал, сообщила Закликовски, что цензоры местного правительства одобрили содержание «Королевы Кливленда» и что работа, скорее всего, будет завершена менее, чем через месяц. Но через несколько дней представитель компании «1010 Printing» со штаб-квартирой в Гонконге сообщил Закликовски, что книга была отправлена ​​в национальное цензурное агентство Китая для дальнейшего рассмотрения, сославшись на ситуацию на Украине. «В связи с текущим конфликтом между Россией и Украиной книга должна быть обновлена ​​для дальнейшего утверждения, что должно занять 15 дней», — сообщил Закликовски по электронной почте представитель «1010 Printing».

Почти месяц спустя Главное управление печати и публикаций Китая вынесло окончательное решение о «Королеве Кливленда», мемуарах, написанных Шулой Казен, которая умерла в 2019 году в возрасте 96 лет, о проблемах еврейской жизни при советском коммунистическом режиме. «К сожалению, эта книга не одобрена для печати в Китае, поскольку ее содержание носит антикоммунистический характер», — сообщил Закликовски по электронной почте представитель «1010 Printing». «Теперь единственный вариант — печатать за пределами Китая». Отказ предлагает редкую возможность взглянуть на коллизию западного книжного производства, китайских ограничений свободы слова и геополитики. Весь контент, напечатанный или опубликованный на любом носителе в Китае, должен получить одобрение правительства, контролируемого Коммунистической партией Китая, даже если, как в этом случае, книга на английском языке и предназначена для распространения за границей.

Российская спецоперация на Украине, в которой Китай выступает в качестве одного из немногих крупных сторонников России в мире, похоже, оказала каскадное воздействие на книгу, предназначенную для американских евреев. Отказ застал Закликовски врасплох, но он заметил, что этот шаг, похоже, только подтверждает правду, стоящую за «Королевой Кливленда». «Похоже, что даже после смерти Казен в 2019 году коммунисты все еще борются с ее идеями, а цензура отказывается печатать ее триумфальное обращение», — заявил Закликовски.

«Королева Кливленда» подробно описывает, как отец Казен был арестован за помощь в проведении обрезаний и умер во время задержания. В книге также рассказывается о том, как Казен обрела религиозную свободу и материальное благополучие, когда покинула Советский Союз и переехала в Огайо, что позволило ей помогать другим. Ее добрые дела принесли ей центральное место в обществе и прозвище, использованное в названии книги. Стойкость перед лицом советских преследований — тема, к которой часто обращается издательство Закликовски «Хасидские архивы», потому что это находит отклик у его целевой аудитории в хабадской общине и в еврейском мире в целом.

В 2021 года вышли «Моя жизнь в ГУЛАГе: рассказы советского узника», а в начале этого года Закликовски опубликовал «В окопах: рассказы с передовой еврейской жизни в России». По словам Закликовски, печать книг в Китае имеет смысл, потому что местная типография поставляет высококачественную бумагу и переплет по хорошим ценам. И у него никогда не было проблем с государственной цензурой в прошлом. Непонятно, почему именно эта книга была названа «антикоммунистической», а другие книги схожей тематики — нет, но ссылка издателя на недавние геополитические события дает некоторый контекст. После того как в феврале президент России Владимир Путин начал спецоперацию на Украине, китайское правительство возложило вину за конфликт на Запад и предложило поддержать российскую экономику за счет расширения торговли.

«Нынешний конфликт делает темы, связанные с Россией, более деликатными, — заявила профессор журналистики Гонконгского баптистского университета Роуз Луцю. «Это побудило местных чиновников избегать политических ошибок, ужесточив контроль, предпочитая отказываться от своих полномочий по проверке и оставляя решения за своим начальством». И хотя многие западные издатели печатают в Китае, не все из них, как Закликовски, готовы сопротивляться цензуре или говорить о ней. Например, ранее в этом году газета «Financial Times» сообщила, что два британских издателя изменили содержание книг, чтобы успокоить китайских цензоров. Отрывки о Тайване, стране, правительство которой Китай считает нелегитимным, были удалены, как и отсылка к китайскому художнику-диссиденту Ай Вэйвэю. А в 2017 году два академических издательства, «Springer Nature» и «Cambridge University Press», также подчинились ограничениям Пекина на свободу слова, подвергнув цензуре тысячи статей, связанных с такими деликатными темами, как Тайвань и площадь Тяньаньмэнь.

Теперь Закликовски планирует использовать для печати книги компанию в Сингапуре. О коммунистах, которые мешали Казен жить еврейской жизнью в Советском Союзе и теперь заблокировали публикацию ее мемуаров, он заявил: «Они никогда не победят».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции