Новости

Китайские инвестиции подрывают американскую поддержку Израиля, в том числе и аннексию

23 июня 2020, 18:00 международные отношения
Поделиться

Постоянная открытость Израиля к китайскому участию в крупных инфраструктурных проектах подрывает поддержку некоторыми официальными лицами администрации Трампа продолжающихся прочных отношений между Израилем и США, в том числе поддержку движения за аннексию Израилем некоторых районов Западного берега, заявил «The Jerusalem Post» 22 июня американский чиновник. Это предупреждение появилось, когда посол США в Израиле Дэвид Фридман отправился в Вашингтон на встречи в Белом доме, чтобы определить позицию США в отношении вариантов аннексии, которые рассматривает Израиль.

Официальный представитель США выступил за несколько недель до начала тендера на строительство двух линий легкорельсового транспорта в Тель-Авиве, и три из шести международных групп, претендующих на него, включают китайские государственные компании, большинство из которых работали над железнодорожными проектами в Иране. Официальный представитель США предупредил, что «израильское правительство пытается работать в двух направлениях. Оно хочет получить согласие на аннексию и продолжение выгодных экономических, дипломатических связей и отношений в области безопасности, одновременно открывая дверь в Китай в критических инфраструктурных проектах таких как 5G и скоростной трамвай».

Поведение Израиля «вызывает недоумение» в Вашингтоне, «даже у сильно произраильских чиновников в администрации», сказал источник. Тем не менее, чиновник из другой части администрации Трампа назвал «абсурдным» думать, что поддержка США для продвижения мирного плана Трампа будет связана с политикой Израиля в отношении Китая. Он отверг идею о том, что аннексия связана с Китаем. Тем не менее, чиновник признал, что все эти элементы учтены в американо-израильских отношениях.

В последние месяцы США требуют от своих союзников разорвать связи с Китаем в сферах, где существует угроза безопасности, и сократить свои экономические связи с Китаем в остальных сферах. Государственный секретарь Майк Помпео повторил эту позицию в своем выступлении на Виртуальном саммите по демократии, прошедшем 19 июня в Копенгагене, заявив, что «коммунистическая партия Китая заставляет страны вести дела с «Huawei», государственной компанией, контролируемой КПК. И она грубо атакует суверенитет Европы, скупая порты и критически важную инфраструктуру, от Пирея до Валенсии». «Все инвестиции со стороны китайских государственных предприятий следует рассматривать с подозрением», – добавил он, призвав союзников США «снять золотые шоры экономических связей».

Тем не менее, тендер NTA – Столичной системы общественного транспорта на 15 миллиардов шекелей на планирование, создание и обслуживание систем и поездов для зеленой и фиолетовой линий легкорельсового транспорта Тель-Авива остался открытым для китайских компаний. Подача заявок на участие в тендере заканчивается в июле, и к декабрю ожидается выбор победителя. Пока заявки подали шесть международных строительных групп, в три из которых входят китайские компании, принадлежащие государству.

Обеспокоенность США по поводу участия китайских компаний в крупных инфраструктурных проектах в Израиле, о которой Помпео говорил во время своего визита в Израиль в прошлом месяце, частично объясняется способностью китайских разведчиков собирать разведданные при работе над проектами, а также огромными экономическими, социальными и экологическими потерями и даже жертвами, которые могут быть нанесены в случае повреждения этой инфраструктуры. В прошлом месяце на фоне серьезного давления со стороны администрации Трампа Израиль выбрал местную компанию «IDE Technologies», а не китайскую фирму «Hutchison», для строительства крупнейшего в мире опреснительного завода «Sorek 2».

Помимо беспокойства США относительно участия любой китайской компании в критической инфраструктуре, почти все компании, претендующие на строительство легкорельсового транспорта в Тель-Авиве, имеют связи с Ираном. Разница между китайскими компаниями, которые ведут бизнес как с Израилем, так и с Ираном и другими компаниями, заключается в том, что китайские компании принадлежат государству, а правительство непосредственно участвует в их действиях.

«China Railway Engineering Corporation» (CRCC) строит высокоскоростную железнодорожную линию в Иране между Тегераном и Исфаханом через Кум, а также вторую линию метро для города Ахваз. «China Harbor Engineering Company» имеет филиал в Иране, «China Communications Construction Company» подписала соглашение о работе на шоссе Тегеран-Шомаль в Иране. Кроме того, «China Railway Construction Corporation» построила железнодорожную линию протяженностью 263 км между Керманшахом и Хосрави на западе Ирана, а CRCC, крупнейший в мире поставщик железнодорожного транзитного оборудования, поставила в Иран 100 вагонов метро. Эти партнерские отношения сохраняются даже после того, как Израиль неоднократно призывал Европу присоединиться к санкциям США в отношении Ирана.

В докладе исследовательского института RAND для Министерства обороны США, опубликованном в этом году, говорится, что Китай имеет тесные связи с Ираном и что «китайское правительство может потребовать, чтобы китайские компании, ведущие бизнес в Израиле, делились информацией с иранским правительством, чтобы завоевать друзей и влияние в Тегеране». Китай также может попытаться использовать тот факт, что одни и те же компании создают инфраструктуру в Израиле и Иране, чтобы попытаться использовать политические рычаги воздействия на Израиль, дабы поддержать свои позиции. Он использовал этот вид давления и в прошлом, например, в 2013 году, когда он обусловил визит премьер-министра Биньямина Нетаньяху в Пекин тем, что тот запретил чиновникам Министерства обороны давать показания в Нью-Йоркском федеральном суде против Банка Китая за отмывание иранских денег для ХАМАСа и «Палестинского исламского джихада».

Бывший официальный представитель «Шин Бет» Харэль Менашри пошел еще дальше, предупредив в докладе RAND, что «если Израиль попытается нанести удар по Ирану, Китай может нанести ущерб инфраструктуре Израиля, сигнализируя Израилю, что он не должен атаковать». США, в частности, призвали Израиль создать более надежную систему взвешивания рисков иностранных инвестиций в инфраструктуру, аналогично Комитету по иностранным инвестициям в США. У Израиля есть комитет по иностранным инвестициям, созданный в конце прошлого года, с участием представителей министерств финансов и обороны и Совета национальной безопасности, но его рекомендации не обязательны, и он не имеет права отменять сделки. Рассмотрение сделок является добровольным, что означает, что регулирующие органы в различных областях могут выбирать, предоставлять ли сведения о потенциальных инвестициях в комитет. Кроме того, инвестиции, которые уже не нуждаются в одобрении правительства, вообще не будут поступать в новый комитет.

Комитет дает рекомендации только по инвестициям в финансы, связь, инфраструктуру и энергетику. Это исключает технический сектор – категорию, в которую попадает большинство китайских инвестиций в Израиль в последнее десятилетие. Кроме того, поскольку комитет не был сформирован в соответствии с законодательством, его членский состав и мандат практически не являются транспарентными.

jpost.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции