Как выглядел Иерусалим во времена первого Тиша бе-Ав?
В 1970-х годах известный археолог Нахман Авигад, который проводил раскопки в Старом городе Иерусалима, наткнулся на небольшой комплекс в Еврейском квартале. Сооружение, которое получило название «Сгоревший дом», оказалось одним из наиболее значимых свидетельств того, как жил и пал город в первом веке. Дом священнической семьи, разрушенный, когда римляне захватили Иерусалим и разрушили храм в 70 г. н.э.
До настоящего времени день, который отмечал это разрушение, 9 Ава по еврейскому календарю, был днем поста и траура. Однако эта традиция началась столетиями ранее, после того, как Первый храм был разрушен вавилонянами в 586 году до н. э. «Так сказал Г-сподь Ц-ваот: пост четвертого (месяца) и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого будет для дома Иуды радостью, и весельем, и праздниками хорошими, и правду и мир любите», – говорится в Книге Зехарьи (8:19). Это пророчество о том, что во время Искупления все посты с коннотацией траура, в том числе девятый день Ава – пятого месяц по библейскому календарю – станут праздничными днями.
Спустя полвека после открытия «Сгоревшего дома», сегодня популярного музея, гораздо больше известно о том, как выглядел Иерусалим и как жили его жители в канун тех разрушительных дней. Это знание происходит не только из текстовых источников, написанных библейскими или римскими авторами, но также из раскопок и исследовательских проектов, которые позволили ученым увидеть и изучить бесчисленные останки и предметы того времени. Они демонстрируют очень яркую картину города, который в то время казался таким же уникальным и захватывающим, как и сейчас. «Мы обладаем обширными знаниями об обоих событиях, потому что разрушения способны замораживать мгновение во времени», – заявил «The Jerusalem Post» профессор Тель-Авивского университета (TAU) Юваль Гадот. Он является содиректором раскопок на парковке Гивати в городе Давида на Храмовой горе. «Чем более радикально опустошение, тем более многочисленными и показательными являются следы, которые оно оставляет». «Это одна из причин, по которой мы меньше знаем о вавилонском завоевании по сравнению с римским: кажется, что вавилоняне не уничтожили все на том же уровне, что и римляне». Однако более чем достаточно знать, что в седьмом веке до нашей эры Иерусалим был важным и изысканным городом, подчеркивает Гадот. «Несмотря на то, что у нас нет никаких археологических свидетельств о Первом Храме, мы знаем, что Храмовая гора была центром города, и мы считаем, что царский дворец находился очень близок к ней», – сказал он.
«За десятилетия археологи обнаружили остатки внушительных общественных зданий, сложной бюрократии и системы письма, богатой материальной культуры». По словам Гадота, среди находок – керамика, мебель, частные алтари и буллы (печати), свидетельствующие о наличии в городе богатой элиты. По его словам, хотя точное количество людей, живших в Иерусалиме в то время, трудно назвать, их количество исчислялось десятками тысяч. «Однако за этот период у нас нет археологических свидетельств присутствия паломников, в отличие от периода Второго Храма, когда мы знаем, что десятки тысяч из них посещали город каждый год», – подчеркнул Гадот.
Чтобы описать, как выглядел Иерусалим, накануне второго Девятого Ава, доктор Гай Д. Штибель, старший преподаватель TAU, выбрал картину, описанную римско-еврейским историком первого века н. э. Иосифом Флавием. «Он говорил о том, что зимой, когда выпал снег, город сверкал белым и золотым, что дает нам не только представление о том, каким красивым и впечатляющим был Иерусалим, но и о его богатстве, о котором мы знаем и по тому факту, что после того, как римляне разрушили его, цена на золото рухнула по всей империи, так много добычи они принесли», – сказал он «Post».
Штибель подчеркнул, что строительство, начатое царем Иродом Великим (ок. 73-4 гг. до н.э.), вдохновленного тем, что римские лидеры, такие как Август, сделали, чтобы оставить бессмертный след в мире, изменило облик Иерусалима, сделав его и его Храм еще более великолепными, чем в прошлом. «Город был ярким и впечатляющим. Паломники, стекавшиеся в него три раза в год со всего региона, дали ему огромный экономический импульс», – сказал он, имея в виду еврейскую традицию посещения Храма на Песах, Шавуот и Суккот. «Мы можем только представить, что чувствовал бы мирянин, фермер или даже простой турист, оказавшись перед тем, что было одним из, если не самым крупным ритуальным центром в мире».
На холмах, окружающих город, процветало сельское хозяйство, и множество природных бассейнов и микв служило посетителям для целей очищения, и многие из них были доступны внутри города. «Недавно археологи даже обнаружили фонтан с проточной водой в туннеле Западной стены», – говорит Штибель. «Город был больше, чем Старый Город сегодня. Царский дворец стоял недалеко от площади Яффских ворот, окруженный садами. Мы знаем, что священники и правящий класс жили в больших домах и находились под сильным влиянием римских обычаев». Чуть дальше от Храма были более скромные жилые районы. Недалеко от религиозного центра также действовали театр и ипподром, что не воспринималось положительно более соблюдающей частью еврейского населения. Но это показывает, что город был также культурным и деловым центром.
Время от времени новые археологические находки добавляют еще один кусочек к пониманию того, какой была жизнь в Иерусалиме, когда храмы еще стояли. Например, недавнее исследование показало, что в Храме в больших количествах приносились в жертву голуби и горлицы, как это описывается в Библии. Как отмечают археологи, следы прошлого Иерусалима находятся по всему городу. И спустя 2000 лет Иерусалим не перестает быть символом и притягательным местом для людей и гостей со всего мира.