Новости

Как «Intel» зря потратила 2 млрд долларов на покупку израильского стартапа и отстала в гонке ИИ

13 февраля, 09:00 Технологии
Поделиться

В декабре 2020 года «Amazon» сделала громкое заявление о том, что будет использовать чипы «Gaudi» от израильского стартапа «Habana Labs» для обучения своих больших языковых моделей (LLM) в облаке, пишет журналистка «Ynet» Софи Шульман. В то время генеративный ИИ еще не был общепринятым термином, но это развитие стало важной вехой в отрасли.

«Intel», которая приобрела Habana за 2 млрд долларов годом ранее, с гордостью рекламировала сделку как «первую трещину в доминировании NVIDIA в области графических процессоров». Тогда «Intel» и «Amazon» были доминирующими силами на рынке, в то время как NVIDIA была в первую очередь известна своими графическими процессорами, популярными среди геймеров. Однако опасения «Intel» по поводу ее растущих конкурентов уже были очевидны. Мало кто мог предсказать, что всего через несколько лет оценка NVIDIA взлетит до 3,5 триллиона долларов, превратив ее в самую дорогую компанию в мире, в то время как «Intel» будет стоить всего 80 миллиардов долларов.

На прошлой неделе, на фоне разочаровывающих финансовых результатов, «Intel» объявила, что ее процессор «Habana» следующего поколения, «Falcon Shores», получил негативные отзывы от клиентов и не будет выпущен в продажу. Это последовало за более ранним объявлением около шести месяцев назад, в котором говорилось, что «Gaudi» не удалось достичь прогнозируемого целевого показателя выручки в 500 миллионов долларов к 2024 году. Следовательно, «Intel» решила не разрабатывать будущие поколения «Gaudi» после существующего «Gaudi 3». Это фактически решило судьбу «Habana Labs», добавив ее в длинный список неудачных приобретений «Intel». Хотя такой исход, возможно, не является необычным для «Intel», это стало неожиданной неудачей для израильского предпринимателя Авигдора Вилленца, стоящего за «Habana Labs».

У Вилленца, которого считают провидцем в полупроводниковой промышленности, впечатляющий послужной список успешных сделок. Его прошлые сделки включают продажу «Galileo» компании «Marvell» за 2,7 млрд долларов в 2000 году, которая значительно укрепила рыночные позиции «Marvell». Он также продал «Annapurna Labs» компании «Amazon» за $350 млн — относительно скромная сумма по сравнению с ее нынешним стратегическим значением в облачной инфраструктуре «Amazon».

Совсем недавно он был одним из основателей и первых инвесторов в «Astera Labs», американской компании, которая в прошлом году вышла на биржу с оценкой в ​​5,5 млрд долларов и сейчас стоит 16 млрд долларов. Учитывая его историю успеха, провал «Habana Labs» выделяется как редкая ошибка и поднимает вопрос: что пошло не так? Простым ответом, по-видимому, является сама «Intel» и ее хорошо документированные трудности в управлении приобретениями.

Еще до разочаровывающих объявлений относительно «Gaudi» и «Falcon Shores» «Habana Labs» уже рухнула. К 2024 году почти все ее первоначальные основатели, менеджеры и инженеры покинули «Intel», большинство из них ушли сразу после окончания четырехлетнего периода удержания. Многие даже не стали дожидаться возраста добровольного выхода на пенсию.

Сегодня почти никто из первоначальных инженеров по оборудованию «Habana» не остался в «Intel». Осознавая трудности успешной интеграции приобретений, «Intel» ранее пыталась сохранить приобретенные компании в качестве независимых субъектов. Она применила эту стратегию к «Mobileye», прежде чем в конечном итоге решила, что структура неэффективна, и выделила ее в публичную компанию. Аналогичным образом, «Habana Labs» изначально была отделена, но в конечном итоге была расформирована и поглощена более широкими операциями «Intel» в прошлом году.

Как и многие неудачные приобретения, все началось оптимистично. В отличие от своих прошлых ошибок — таких, как пропуск мобильной революции — «Intel» правильно распознала будущее ИИ. Пять лет назад она прогнозировала, что процессоры ИИ будут приносить 25 миллиардов долларов дохода к 2024 году, цель, которая остается далекой от реальности. В рамках своего расширения в сфере ИИ «Intel» приобрела стартап «Nervana» за 400 миллионов долларов. «Nervana» специализировалась на процессорах, предназначенных для обучения языковых моделей, но Intel вскоре поняла, что поддержала не ту технологию. В 2017 году, когда NVIDIA быстро развивалась в области графических процессоров, «Intel» наняла бывшего руководителя AMD Раджу Кодури для руководства своими усилиями в области ИИ. Однако отзывы клиентов были неизменно негативными — процессорам «Intel» не хватало необходимой мощности, и они не соответствовали ожиданиям рынка.

Полная решимости сделать смелый шаг в области ИИ, “Intel” стремилась к преобразующему приобретению. Она попыталась купить «Mellanox», но отказалась платить 7 миллиардов долларов, которые в конечном итоге предложила NVIDIA в сделке, которая ошеломила отрасль. Генеральный директор NVIDIA Дженсен Хуанг осознавал стратегическую важность «Mellanox», в то время как «Intel» колебалась. После проигрыша «Intel» обратилась к следующему лучшему варианту, рекомендованному клиентами, ищущими альтернативы обработки ИИ: «Habana Labs».

Основанная в 2016 году ветеранами «PrimeSense», израильской компании, стоящей за технологией распознавания лиц Apple, Давидом Даханом и Раном Халуцем, «Habana» уже разработала функциональный процессор обучения ИИ, «Gaudi». В отличие от графических процессоров NVIDIA, «Gaudi» был основан на другой архитектуре, и «Amazon» позже заявила, что он на 40% эффективнее предложения NVIDIA. В то время ходили слухи, что «Amazon» рассматривает возможность приобретения «Habana», но «Intel», стремясь оправиться от неудачи с «Mellanox», перебил предложение потенциальных конкурентов.

Она завершила приобретение в 2020 году, в разгар пандемии Covid-19. NVIDIA закрыла сделку по приобретению «Mellanox» примерно в то же время, но траектории двух израильских компаний резко разошлись. NVIDIA успешно интегрировала «Mellanox», которая теперь генерирует более 13 миллиардов долларов годового дохода и обеспечивает работой тысячи людей в Израиле. Напротив, «Habana Labs» терпела неудачу под руководством «Intel».

Источники, которые говорили с «Calcalist» об упадке «Habana», единогласно обвинили «Intel» в неэффективном управлении, указав на ее фрагментированную стратегию ИИ и отсутствие приверженности единому подходу. Некоторые считают, что «Intel» приобрела «Habana» просто для того, чтобы скрыть провал «Nervana» и заверить инвесторов в своих амбициях в области ИИ — без настоящего плана позиционировать «Habana» как серьезного конкурента NVIDIA. Внутренняя структура “Intel” подкрепила это восприятие: вместо того, чтобы передать «Habana» в подчинение подразделению графических процессоров (GPU) Кодури, ее передали в группу платформ данных (DPG). Кодури, высокопоставленный сотрудник «Intel», обладал значительным влиянием и, как сообщается, обеспечил себе большую часть ресурсов разработки и маркетинга.

«С того момента, как приобретение «Habana» было завершено, люди внутри «Intel» не могли понять, почему компания управляет и «Habana», и подразделением GPU, которые разрабатывали конкурирующие архитектуры», — рассказал бывший топ-менеджер «Intel». Бывшие сотрудники «Habana» также указали на медлительную бюрократию «Intel» как на главное препятствие. «В «Habana» мы могли принять решение за время пятиминутной беседы в коридоре. В «Intel» для того же решения требовалось три встречи с десятками участников, и ничего не продвигалось», — вспоминал один бывший сотрудник «Habana».

До 2022 года «Intel» следовала обеим стратегиям одновременно — продавая процессоры «Gaudi», а также разрабатывая свой конкурирующий GPU, «Ponte Vecchio». Однако с развитием ChatGPT и генеративного ИИ доминирование NVIDIA на рынке стало неоспоримым, а «Intel» снова столкнулась с негативными отзывами клиентов. «Ponte Vecchio» было прекращено в 2024 году, всего через два года после его запуска. Позже в том же году «Intel» объявила, что не будет разрабатывать будущие поколения «Gaudi». В 2022 году, после ухода Кодури, «Intel» попыталась консолидировать свои усилия, объединив «Habana» и подразделение GPU для разработки нового процессора на основе ИИ, «Falcon Shores» — гибридного чипа, объединяющего GPU (как у NVIDIA) с центральным процессором (сильная сторона «Intel»). В «Habana» этот шаг был встречен скептицизмом и сухим юмором: «Внезапно они вспомнили о нас», — шутили некоторые сотрудники. Теперь «Falcon Shores» не оправдал ожиданий и будет использоваться только для внутреннего тестирования «Intel». Компания переключает внимание на новый чип, «Jaguar Shores», в попытке перепрыгнуть через несколько поколений и догнать NVIDIA. Однако отраслевые эксперты сомневаются в способности «Intel» сократить разрыв. NVIDIA потратила два десятилетия на совершенствование своих процессоров ИИ, в то время как «Intel» только недавно осознала эту возможность — опоздав, как вялый бегемот на спринтерском соревновании.

Тем временем бывшая команда «Habana» вместе с Вилленцем уже перешла к новому проекту ИИ из офисов в Тель-Авиве. Они вряд ли могут жаловаться — «Intel» заплатила наличными, и, по оценкам, Вилленц, основатели и 100 сотрудников «Habana» в совокупности получили около 1 миллиарда долларов. Тем не менее, несмотря на финансовую удачу, провал «Habana» знаменует собой редкое пятно на послужном списке Вилленца и, что еще важнее, упущенную возможность для Израиля. При лучшем исполнении «Habana» могла бы стать основой стратегии ИИ «Intel», а не стать очередной жертвой ее проблемной истории приобретений. Intel заявила в ответ: «Наши возможности в области ИИ сосредоточены на решении самых насущных проблем наших клиентов, в частности, на снижении затрат на вычисления и повышении эффективности. Универсального подхода будет недостаточно. Вместо этого мы видим явные возможности использовать наши основные и существующие активы новыми способами с целью обеспечения наиболее привлекательной совокупной стоимости владения в этом континууме. Следуя отзывам клиентов и динамике рынка, мы планируем использовать «Falcon Shores» в качестве внутреннего тестового чипа и вместо этого сосредоточить ресурсы на выводе «Jaguar Shores» на рынок. Будучи основой «Jaguar Shores», «Falcon Shores» остается критически важным для нашей важной работы, и его знания будут напрямую использованы в «Jaguar Shores»».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции