Как голливудский кумир Одри Хепберн помогала спасать голландских евреев во время Холокоста
Одри Хепберн сыграла множество незабываемых ролей: от светской манхэттенки Холли Голайтли в «Завтраке у Тиффани» до продавщицы цветов «кокни» Элизы Дулиттл в «Моей прекрасной леди». За классические «Римские каникулы» 1953 года, в которых она изобразила принцессу Анну, исследующую Вечный город с Грегори Пеком – Хепберн получила премию «Оскар» за лучшую женскую роль. Она является одной из немногих избранных, выигравших премии «Эмми», «Грэмми», «Оскар» и «Тони». Однако ее самая важная роль, возможно, наименее известна.
Это история голландской аристократки, воспитанной родителями со спорными политическими пристрастиями, которая помогла своей стране сопротивляться нацистам, пережившей трагедию и голод, и, несмотря на все это, ставшей прима-балериной на пути к голливудской славе. Это реальная история ее взросления, рассказанная в новой книге Роберта Мацена «Голландская девушка: Одри Хепберн и Вторая мировая война». «Голландская девушка» основана на информации, собранной Маценом во время его поездок в Нидерланды, где он получал информацию в архивах и брал интервью у людей, вспоминавших о жизни Хепберн во время войны, дав новое понимание собственных заявлений звезды о ее военном прошлом.
Сын Хепберн Лука Дотти написал предисловие и поделился ранее не публиковавшимися фотографиями, документами и сувенирами. Ветеран голливудской журналистики, Мацен узнал о военных годах Хепберн, когда писал свою предыдущую книгу, биографию Джимми Стюарта, который был летчиком-истребителем во время Второй Мировой войны, прежде чем стать всеамериканской звездой таких фильмов, как «Эта прекрасная жизнь». Некоторые из людей Стюарта были сбиты над Нидерландами, а когда Мацен посетил город Арнем, он узнал, что Хепберн жила там во время войны. Это положило начало его следующему проекту, который рассказывал о жизни Хепберн во время войны, «стороне Одри, которую никто не знает» как выразился сам Мацен в интервью The Times of Israel.
Согласно книге, были некоторые аспекты ранней жизни Хепберн, которые она хотела забыть. Ее мать-голландка, баронесса Элла ван Хеемстра, познакомилась с Гитлером в 1930-х годах и восхищенно писала о нем в британских фашистских изданиях – но переменила свое мнение во время жестокой нацистской оккупации Нидерландов с 1940 по 1945 год. Баронесса помогла голландскому Сопротивлению после того, как нацисты казнили любимого дядю Хепбернов Отто Эрнста Гелдера, графа ван Лимбург-Стирума. Мацен сказал, что горе Хепберн было настолько глубоким, что она никогда не упоминала имя своего дяди.
Хепберн также пострадала от более значительных трагедий, постигших ее народ, и она проявляла героизм помогая людям, находившимся в опасности. Добровольно участвуя в сопротивлении, она помогала евреям скрываться, собирая средства с помощью танцев, чтобы защитить их. Несмотря на эти и другие усилия, 97 % голландских евреев погибли во время Холокоста. В 1958 году ее пригласили сыграть роль самой известной голландской жертвы Холокоста в фильме «Дневник Анны Франк». Хепберн нашла эту тему слишком близкой и отвергла ее, хотя она встретилась с отцом Франк, пережившим Холокост, Отто Франком. Согласно книге, она также отказалась от этой роли из-за опасений по поводу того, что может случиться, если из-за этого начнут копаться в прошлом ее матери.
Еще одна травма, которую Хепберн не хотела переживать, – это поражение союзников в битвах за Арнем и Оостербик в 1944 году. После казни ее дяди двумя годами ранее она и ее мать переехали из Арнема в деревню Вельп на расстоянии трех миль – достаточно близко, чтобы слышать разрушение бывшего родного города Хепберн. Члены ее семьи рисковали своими жизнями, укрывая британского солдата, а она и ее мать помогали медсестрам. Нацистские репрессии включали сбор голландских женщин и девушек для работы на немецких кухнях; Хепберн была в числе пойманных в облаве, но она сбежала. Спустя десятилетия, в 1976 году, она отказалась от роли в рассказывающем о битве фильме «Мост слишком далеко».
Мацен считает, что его книга не только заполняет пробел в знаниях о военных годах жизни Хепберн, но и объясняет, как они повлияли на нее на протяжении всей жизни, включая ее работу в качестве посла ЮНИСЕФ, помогавшей детям, пострадавшим от войны. Он связывает ее страдания во время голландской «Голодной зимы» 1944-1945 годов с более поздними проблемами со здоровьем (она умерла преждевременно в возрасте 63 лет). Тем не менее, по его словам, общая идея книги – это вдохновляющая история, которая получила статус бестселлера через две недели после ее выхода 15 апреля, менее чем за месяц до 90-летия Хепберн.
Хепберн родилась как Одри Кэтлин ван Хеемстра Растон 4 мая 1929 года. У ее семьи были аристократические корни с обеих сторон. Ее голландский дедушка, барон ван Хеемстра, был бывшим губернатором южноамериканской колонии Суринам и бывшим мэром Арнема. Ее отец-англичанин претендовал на родство с королевским домом через своего предка 16-го века Джеймса Хепберна, третьего мужа Марии Стюарт, королевы шотландцев. Юная Одри, или Адриаантье, как ее знали члены ее семьи, росла, перемещаясь между Бельгией, Англией и Нидерландами. Ее родители посетили Германию с видными британскими фашистами (включая сэра Освальда Мосли) и встретились с Гитлером в его мюнхенской штаб-квартире в 1935 году. В том же году Элла вернулась в Германию на Конгресс нацистской партии и хвалила Гитлера в британских фашистских изданиях.
В книге говорится, что сама Хепберн никогда не была прогермански настроена. В то время как негативное мнение Мацена о Растоне осталось неизменным (он не контактировал со своей дочерью после того, как он и Элла развелись), его взгляды на Эллу изменились. «Когда я начинал проект, я думал о ней как о злом персонаже, – сказал Матцен. «Я боялся, что не пойму ее». Однако мнение Дотти о его бабушке смягчило мнение автора. «Если бы она была жива сегодня, она была бы как гот, художник, одетый в черное», – сказал Мацен. «Она больше всего на свете восставала против своих родителей, как и против любого авторитетного человека, который сказал бы ей действовать определенным образом. У нее была склонность действовать наоборот. Вы можете увидеть этот смысл в стремления шокировать всех в ее объятиях Адольфа Гитлера».
Первоначально Элла продолжала поддерживать нацистов после того, как они оккупировали Нидерланды. У нее был роман с немецким чиновником, а в конце 1941 года она спланировала и организовала в Арнеме одобренный Германией музыкальный вечер, где также выступили ее дочь и сын Ян. По иронии судьбы, учительница балета Хепберн, Винья Марова, была еврейкой и скрывала свое происхождение от оккупантов. Мацен называет поддержку Эллой нацистов в этот период путем наименьшего сопротивления, который защищал ее детей. И все же ее второй сын Алекс стал подпольщиком, членом сопротивления, который скрывался. Нацисты арестовали ее шурина, дядю Хепберн Отто, судебного прокурора, за неподчинение их политике. 15 августа 1942 года он был казнен в рамках массовых казней, вместе с другим своим родственником, бароном Шиммельпеннинком ван дер Ойе.
Казнь Отто была «поворотным моментом… когда война стала реальной», сказал Мацен, назвав его «такой оптимистичной и позитивной силой в семье. До последнего утра своей жизни он не верил, что с ним случится что-то плохое. Когда это произошло, это потрясло семью до глубины души». Элла и Одри переехали в Вельп, где они жили с дедушкой Одри, бароном ван Хеемстра, и вдовой Отто — Мейсе. «Семья объединилась и присоединилась к сопротивлению», – сказал Матцен. «Они сделали все возможное против оккупации». Это включало в себя отказ от приказа присоединиться к комитету нацистских артистов, положив конец расцветающей танцевальной карьере Хепберн, которая к 1944 году сделала ее самой знаменитой балериной в Арнеме, сказал Мацен.
Хепберн также помогала замечательному доктору Хендрику Виссерту Хоофту, который помог приютить в Вельпе сотни евреев. «Он сыграл важную роль», сказал Матцен. «Он знал, где были все евреи в Вельпе. Одри была вовлечена. Она знала некоторые вещи, которые он знал. Она была одной из тех, кто приносил послания семьям, защищающим евреев. Она танцевала, собирая деньги для сопротивления, деньги, чтобы прокормить евреев в подполье. Никто не писал о том, как она была вовлечена в эту еврейскую историю». К этому добавилось послевоенное открытие дневника Анны Франк. Когда Хепберн и ее мать жили после освобождения в Амстердаме, их коллега-квартиросъемщик был редактором, работавшим над публикацией дневника.
Хепберн и Франк родились в 1929 году с разницей всего в несколько недель – Франк отпраздновала бы свое 90-летие 12 июня – и обе жили в Нидерландах во время войны. Но Франк была арестована в 1944 году и умерла в Берген-Бельзене в 1945 году. В книге цитируются слова Хепберн, описывающей Франк как родственную душу. «Я считаю, что Одри чувствовала «вину выжившего»», – сказал Мацен. «Она выжила. Анна Франк — нет». Хепберн также пережила битву при Арнеме, которая оставила ее родной город опустошенным. В сентябре этого года будет отмечаться 75-летие сражения. По этому случаю Мацен отправится в Арнем и Оостербик, в том числе в музей Воздушно-десантных войск Хартенштайн. Вслед за поражением союзников в Нидерландах начался голод, сопровождаемый взрывами от попаданий «последнего оружия Гитлера», ракет V-1 и V-2, впечатление от которых книга передает во всех мельчайших деталях. Освобождение принесло свои осложнения.
По словам Мацена, Хепберн полюбила сигареты, которые принесли с собой солдаты союзников, и у нее развилось беспорядочное питание, усугубленное суровостью балета. Недавно восстановленные голландские власти начали наказывать коллаборационистов и вызывали Эллу на допрос; они очистили ее от всех обвинений после разбирательства, после чего мать и дочь уехали в Англию, где Хепберн добилась успеха не через балет, а через кино. Хепберн в конце концов смирилась со своим прошлым. Спустя годы после того, как она стала именем нарицательным, она приняла участие в публичных чтениях «Дневника Анны Франк» и была послом ЮНИСЕФ, в том числе, незадолго до ее смерти, в раздираемом войной Сомали. «На нее всегда оказывали влияние дети, страдающие в войнах, начатых взрослыми», – объясняет Мацен. «Это часть мощного послания книги». Как сказал Мацен, «вот женщина, которая, будучи девочкой, переживала ужасные вещи и превращала их в красоту и позитив, распространяя идеи мира и сосуществования».