Новости

Кабул, где живет единственный еврей, все еще страдает от антисемитизма

16 июля 2019, 18:00 Афганистан
Поделиться

В солнечный, но холодный день в январе 2018 года члены движения «Талибан» взорвали машину скорой помощи, полную самодельных взрывных устройств, на людной улице в центре Кабула. Бомба унесла 100 жизней.

После нападения группа молодых афганских художников нарисовала стену возле места взрыва с изображениями людей в масках и без масок, которые вместе тащили груз с большими красными сердцами. Фреска была задумана как символ любви и надежды. Но вскоре надежда была разрушена граффити, написанным черным карандашом: «Смерть Израилю… Аллах велик, Хомейни — наш лидер». В граффити упоминался аятолла Рухолла Хомейни, архитектор Исламской революции 1979 года в соседнем Иране, где он удерживал титул Верховного лидера вплоть до своей смерти десятилетие спустя.

«Возможно, что люди получили деньги, за написание лозунгов», – говорит Асиф Юсуфи, общественный активист, который присутствовал на студенческой демонстрации против празднования «Дня Кудса», ежегодного мероприятия, инициированного Ираном в 1979 году, призванного продемонстрировать поддержку палестинского народа, выступая против Израиля и сионизма. «День Кудса» проводится в последнюю пятницу мусульманского месяца Рамадан, который в этом году выпал на 31 мая. «Каждый год Саид Хусейн Мазари платит уличным мальчишкам в Кабуле за проведение митинга в честь «Дня Кудса»», – говорит Юсуфи. Немногие религиозные центры в Афганистане финансируются из собственных средств или на местном уровне. Подобно другим ближневосточным странам, таким как Ирак, Ливан, Йемен, Бахрейн и Пакистан, многие из шиитских богословов в Афганистане финансируются Ираном. Юсуфи утверждает, что Мазари является одним из них, хотя он считает, что последний не будет признавать это публично.

Исламская Республика Иран, правительство которой открыто выступает против Израиля, также поддерживает присутствие своих спецслужб в Афганистане и поддерживает организации, которые служат его национальным интересам. Некоторые эксперты считают, что Иран может быть причиной распространения антисемитизма у своего соседа на востоке в рамках усилий по созданию единого фронта против еврейского государства. Может ли существовать антисемитизм, если нет евреев?

«[Фраза] «Смерть Израилю» явно антисемитская», – говорит профессор Шана Сиппи, которая преподает религиоведение в Центральном колледже, частном гуманитарном учебном заведении в Данвилле, штат Кентукки. «Но существует также много критики израильского правительства, которая не является антисемитской, и это является частью проблемы». Ученые давно исследовали источники антисемитизма и достигли определенной степени консенсуса относительно того, откуда он исходит в европейских странах, таких как Германия. Но в Афганистане, где преобладают исламисты и нет еврейской общины, понимание природы антисемитизма стало чем-то непростым.

В настоящее время в стране живет только один известный еврей. «Это озадачивает, и ученые обсуждают источники ненависти к евреям в таких странах, как Афганистан, где очень маловероятно, что ненависть проистекает из какого-либо опыта общения с евреями», – говорит доктор Гюнтер Джикели, приглашенный профессор еврейских исследований в Университете Индианы, чьи научные интересы сосредоточены на антисемитизме. «Старший научный сотрудник Центра Моше Даяна Эстер Уэбман отмечает, что панарабский национализм и радикальные исламистские учения питают ненависть не только к Израилю, но и к евреям», – подчеркнул Джикели.

Джикели говорит, что ненависть к евреям в Афганистане может также быть следствием пропагандистских усилий нацистской Германии во время Второй мировой войны, которые включали в себя радиопрограммы, демонизирующие евреев, которые режим транслировал в арабоговорящие страны. Спустя почти 80 лет после Холокоста, Адольф Гитлер все еще пользуется широкой популярностью в Афганистане, и его изображение иногда используется в рекламе – в том числе для публичных выступлений, которые рекламируют его как образцового оратора. Распространенная афганская поговорка гласит, что Гитлер оставил некоторых евреев живыми, чтобы напомнить миру, насколько они вредны.

«Также ведутся дебаты об антиеврейских элементах в исламской традиции», – говорит Джикели. «Например, канадско-пакистанский журналист Тарек Фатх или политолог и профессор Бассам Тиби утверждают, что исламисты неверно истолковывают ислам и поддерживают антисемитскую риторику». В личной беседе афганские религиозные сторонники жесткой линии сравнивают террористов с евреями, говоря, что «даже» евреи лучше террористов. А в политической сфере непуштунские этнические группы выдвигают гипотезу о том, что пуштуны, составляющие большинство населения в Афганистане, изначально были евреями.

Доктор Давуд Морадиан, директор Афганского института стратегических исследований, отвергает гипотезу о том, что пуштуны когда-то были евреями, говоря, что эта теория была разработана с политическими целями. Хотя пуштуны не могут происходить от евреев, действительно, когда-то в этой центральноазиатской стране процветала большая еврейская община. В 2013 году исследователи обнаружили уникальные средневековые еврейские документы, составленные в период с 11 по 13 век, в пещерах провинции Бамиан в центральном Афганистане. По оценкам ученых, на пике своего развития еврейская община страны насчитывает 40 000 человек, хотя с годами она постепенно эмигрировала. Создание Израиля в 1948 году привлекло большинство оставшихся евреев.

В 1960-х годах афганские евреи, на протяжении веков жившие в мире и согласии со своими соседями-мусульманами, массово покидали страну, переселяясь в Нью-Йорк и Тель-Авив. «Я лично считаю, что это смесь многих факторов, в том числе того, что никто не выступал против очень грубых форм антисемитских теорий заговора в таких странах, как Афганистан», – сказал Джикели. «Но демонизация евреев начала подвергаться сомнению».

Четыре десятилетия ненависти, вооруженных столкновений и взрывов заставили большую часть молодого поколения отвернуться от вражды. «Ненависть не приносит ничего, кроме разрушения», – говорит д-р Ви Тек Янг, сотрудник сингапурской гуманитарной организации, управляющий центром в Кабуле, целью которого является распространение толерантности среди различных этнических групп Афганистана. «Подари любовь своей семье, своим друзьям и подари любовь всему обществу и всему миру». В постконфликтном Афганистане появилось новое образованное поколение, которое противостоит нетерпимости. «Большинство образованных людей, тех, кто понимает этот мир, выступают против ненависти», – говорит Юсуфи. «Я смотрю на всех одинаково — мы все люди».

timesofisrael.com

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции