Израильтянка помогала спасти внучек украинки, спасшей ее бабушку во время Холокоста
Израильтянка рассказала Jewish News, как она приняла в своем доме украинских внучек героев, спасших ее бабушку во время Холокоста, после того, как на этой неделе помогла вывезти их из Украины, пишет журналист Джереми Ласт.
46-летняя Шарон Басс выросла, слушая истории о Марии Блищик, праведной нееврейке, которая восемьдесят лет назад усыновила Фаню Басс после того, как та бежала от нацистов. Семьи Бассов и Блищиков поддерживали связь все эти годы. Поэтому, когда внуки Марии Алёна Чугай и Леся Оршоко рассказали Шарон, как им страшно жить на Украине в условиях боевых действий, она поняла, что должна помочь им. «Мы разговаривали. Они были очень напряжены и напуганы и хотели приехать сюда, чтобы быть в безопасности», — объяснила Шарон. «Все время выли сирены. Электричество включалось и выключалось. Они слышали взрывы вдалеке. Я могу понять эту ситуацию из-за того, что произошло здесь, в Израиле. Поэтому мы сказали, что сделаем все, чтобы помочь вам».
Она связалась с Министерством внутренних дел Израиля, и ей удалось получить визу для двух женщин, которые 6 марта прибыли в Израиль. «Мы, евреи, говорим, что, если вы делаете что-то хорошее, как делали их бабушки и дедушки, это вернется к вам», — заметила Шарон. «Я чувствую, что это моя обязанность быть рядом с ними. И закрыть долг, который мы им задолжали». Оршоко сейчас живет с Шарон и ее семьей в Кирьят-Оно, а Чугай живет с ее родителями в Петах-Тикве. «В конце концов мы получили разрешение на их приезд. Сейчас мы пытаемся получить для них разрешение остаться в Израиле, потому что я не знаю, будет ли им куда возвращаться», — рассказала Шарон.
Территория рядом с городом Ровно, где жила семья Бассов, стала частью Украины после того, как в 1944 году была занята Красной Армией. Было непонятно, пустят ли 47-летнюю Чугай и 36-летнюю Оршоко в Израиль, поскольку они уже пять лет работали здесь по визе, предоставленной потомкам Праведников народов мира. Однако после того, как семья Басс начала кампанию помощи украинкам, им наконец разрешили вылететь в Тель-Авив.
Шарон и ее семья встречали их в аэропорту Бен-Гурион. «Мы были очень счастливы и взволнованы, когда наконец увидели их в аэропорту. Мы плакали, мы смеялись, но также было и напряжение», — заметила она. «Наши мысли были с семьей, которая осталась. У нас были смешанные эмоции. «Ситуация на Украине сейчас очень сложная. Эта семья, с которой мы общались все эти годы, была так опечалена и чувствовала, что лучше всего приехать сюда, чтобы быть в безопасности».
До того как Блищики нашли ее в 1942 году, Фаня Басс почти год жила в лесу после того, как бежала из своего городка незадолго до того, как все 2500 евреев были схвачены нацистами. «Они впустили ее в дом и обращались с ней как с дочерью, в то время как всей семье грозила смерть», — заметила Шарон. «Если бы фашисты узнали, что они давали убежище, они бы убили всю семью. «Они прятали ее два года. История очень необычная, потому что поскольку моя бабушка хорошо знала всю Тору, они обращались с ней так, как будто ее послал к ним Б-г. С того момента, как они приехали в Израиль, мои бабушка и дедушка участвовали во многих благотворительных организациях и пытались помочь нуждающимся людям, как они это делали во время Холокоста. То, что я сейчас делаю, похоже на то, что я отдаю немного того, что мои бабушка и дедушка дали другим и праведная семья в Украине дала им. Я чувствую, что благодаря им я здесь», – заключила она.